270
271
272
БЕЗ ГРАНИЦ | ПЕРЕХОДЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ  Отдельныеэкодуки предусмотрены для белок,опоссумов и имподобных. Этовсего-навсегоканаты, натянутыемежду деревьямина противоположных сторонахдороги. В качестведополнительныхопор используютобычные столбы.ХРЮШКАТРАССУ ОБОЙДЕТВстреча дикого животного с несущимся по трассе автомобилем частозаканчивается плачевно. Правила дорожного движения леснымжителям не указ, посему спасение – только в физическом отделенииих от машин. С цивилизованными решениями проблемы знакомилсяКирилл Милешкин.В МИРЕ ЖИВОТНЫХамериканцы. Первый туннель дляпрохода диких животных появилсяв США в 1955 году. Европа осозналаопасность гораздо позже: аналогпостроили в Голландии тольков 1974‑м. Годом позже Штаты реали‑зовали новое решение: так называ­емый экодук, попросту – мост черезмагистраль. Однако не заасфальтиро‑ванный, а покрытый естественнымидля этого места растительностьюи почвой. Проходя по нему, зверюшкине ощущают опасную близостьцивилизации. Первое такое сооруже‑ние в Старом Свете (построено онов 1982‑м) – на счету Франции.С тех пор туннели и мосты дляфауны всех мастей стали привычнымявлением на западных магистралях.В тех же Соединенных Штатах на неко‑торых трассах они сделаны через каж‑дый километр-полтора. И это толькодля крупных млекопитающих, не счи‑тая проложенных под асфальтом трубо‑проводов для мелких грызунов и реп‑тилий. Но и этого оказывается мало.По статистике, собранной в СевернойАмерике, за период с 1990 по 2004 годчисло аварий с участием диких живот‑ных выросло с 200 до 300 тысяч, в пол‑тора раза. При этом количество другихдорожных инцидентов оставалось  Американские спе­циалисты рекомендуютделать ходы под широ­кими трассами в одинтуннель, а не в два,с разрывом на местеразделительной полосышоссе (на фото). Таквнутрь проникает гораздоменьше шумов от авто­мобилей, которые нерви­руют и пугают животных.Второй вариант обеспе­чивает лучшее естествен­ное освещение, однакобольшая часть миграцийпроисходит ночью, когдаэто не важно.Оградить животных от контактовс автомобилями можно в букваль‑ном смысле – забором вдоль шоссе.При разветвленной дорожной сетидробление ландшафта на мелкие сег‑менты неизбежно нарушит маршрутыестественной миграции зверей к местамкормления, водопоя, сезонного оби‑тания. И тогда неизбежное снижениепопуляции намного перекроет потерипод колесами машин. Значит, необ‑ходимы искусственные переходы дляживотных.На правах самой автомобиль‑ной нации проблему начали решать  Мелкие и средние животные не так приве­редливы, как крупные млекопитающие, – боль­шинству достаточно банальной трубы под доро­гой. Тем не менее минимальный комфорт обес­печен – под лапами естественный грунт.270 За рулем 12/2012270-272(1_2v)_Wildlife V2.indd 27007.11.2012 12:24:55 На правах рекламы  Несмотря на всемеры предосторожности, знак«Дикие животные»по-прежнему востребован. Лишнеенапоминаниечеловеку о том,кто на самом делехозяин в этих владениях.примерно на одном уровне. Ежегодныйущерб имуществу оценили в 1 млрд.долларов, не говоря уже о сотнях человеческих и тысячах звериных жизней.  Заборы не толькопредохраняют зверье от попаданияпод колеса. Онинаправляют на экодуки и к входамв туннели.ДЛЯ ВАС, КОЗЛОВ…Места для экодуков и туннелей тщательно выбирают. Еще до строительствадороги егеря указывают сложившиесязвериные тропы. В этих местах и организуют переходы. Разумеется, предусмотреть всё заранее затруднительно,поэтому работы не прекращают и послеввода магистрали в строй. Вдоль дорожного полотна оставляют участки рыхлойземли или песка, как в приграничнойполосе. По наличию и количеству следовна них сотрудники природоохранныхорганизаций определяют популярностьэтих мест у животных. При необходимости построят дополнительные объектызвериной инфраструктуры. Но угодитьвсем животным одновременно нельзя,чьи-то маршруты все-таки прерываются.В таком случае зверей направляют к безопасным переходам. Забор, имеющийединственный проход, – грубый, но действенный вариант. Тут помогают и егеря,раскладывая приманку на новой тропе.Роскошный и широкий экодук,как правило, не вызывает у животныхстраха. Ширина порой превышает100 м, а рекорд – 800 м. Самые большиеназывают ландшафтными мостами.Проезжающие под ними водителиоказываются в полноценном туннеле.В некоторых парках существуют экодуки смешанного типа. Днем по нимходят туристы, по ночам – полноправные обитатели леса. Ширина таких270-272(1_2v)_Wildlife V2.indd 27107.11.2012 12:17:28 | ПЕРЕХОДЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХсооружений – 15–20 м. Длина экодукаменее важный параметр, но рекоменду­ется не превышать 80 м.Куда сложнее соорудить комфорт­ный «прокол» под дорогой. Темнотанеизвестного прохода, в которомэхом гуляет шум от проезжающихмашин, отпугнет зверей не хуже самоймагистрали. Поэтому туннель звуко­изолируют, устилают естественнымдерном, пропускают через него ручейили небольшую речку. Обустраиваясооружение с помощью искусственныхматериалов, не забывают об их удобстведля зверей. Не застрянет ли лапа? Доста­точна ли высота для лося с роскошнымирогами? Для крупных млекопитающихрекомендована высота прохода от 3,5 мпри ширине не менее 7 м.Заграждения используют не тольков непосредственной близости от эко­дуков и прочих переходов. В США имиогорожены целые национальные паркии заповедники. Проезжая по Швеции,ограду воспринимаешь и вовсе какнеотделимый от шоссе элемент. Высотаи прочность препятствия обусловленыразнообразием населяющих окрестно­сти животных. Для прохода людей в немсделаны калитки, непременно с запор­ными устройствами. В случае, если«дыра в заборе» необходима по какимлибо причинам, на земле укладываютжелезные секции под электрическимнапряжением. Разряд не причинит вредалесным обитателям, однако предупредито запретной зоне.  Компания «Вольво» работает над системой распознавания животных в опаснойблизости от автомобиля. Через год-два новаяопция пойдет в серийное производство.  Существуют звериные переходы на одномуровне с дорогой. Этому, например, позавидуют и пешеходы. Приближение животныхфиксируют специальные датчики (верхнеефото). По их сигналу включается освещениеи предупреждающие огни для водителей.Олени и лоси со временем запомнили место,где специально предусмотрен разрыв в ограде.туннелей для сохатых. Правда, виделя эти два прохода в районе ЛосиногоОстрова – душераздирающее зрелище.Сомневаюсь, что животные пойдутв них по доброй воле. Высота немногимбольше 2 м – так и с рогами недолгораспрощаться. Предусмотрены такиесооружения в планах строительстваЦКАД и магистрали Москва – СанктПетербург. Скорее всего, сделают ихтак же – для галочки. Ведь до сих пору нас научно не обосновали необ­ходимость подобных объектов – ихсчитают ненужными игрушками. Затоеще со времен СССР живо понятие«скотопрогон». Это те же проходы поддорогами, расположенные в непосред­ственной близости от сел и деревеньили в них самих. Предназначены они,как можно догадаться, для проведениядомашнего скота под присмотром пасту­хов. Разница между изящным словом«экодук» и почти ругательным «ско­топрогон» превосходно отражает раз­личия и в устройстве этих сооружений,и в отношении к ним.ЗВЕРЬЕ МОЕУвы, в России дела с заботой о живот­ных и водителях обстоят не лучшимобразом. Худо-бедно огорожена лишьМКАД, под которой даже есть несколько272 За рулем 12/2012270-272(1_2v)_Wildlife V2.indd 27207.11.2012 12:19:41