В ДЕЛЕSMART FORTWOАВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНОНА «СМАРТ»!ВНИМАНИЕ! МАРШ!Серийный «Смарт-ФоТу» продемонстрировали на мотор-шоу во Франкфурте осенью 1997 года.Начать его официальные продажи в России решились спустя 15 лет. Что же нам предлагают – удобныйсити-кар или непрактичную дорогую игрушку? Михаил Кулешов выкатил «тележку» на дорогу.Фото Георгия Садкова.50За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 5006.11.2012 14:42:23 Наша первая встреча состоялась двас половиной года назад. Это былдизельный «Смарт» моего знакомого, купленный подержанным всегоза 250 000 рублей. В то время маленькаямашина с незаурядной внешностью и расходом в 5 л на сотню будоражила мое сознание так, что я подумывал о такой же. А что,больше одного пассажира перевожу крайнередко, в аэропорт с большими чемоданамиобычно отвозят друзья, а для шкафа илистиральной машины всегда можно заказатьдоставку. Получается, ничем не жертвую.Плюс ко всему одолевало юношеское желание выделяться.Со «Смартом», однако, не сложилось.Стоило поездить на той машине по городуи ощутить все прелести роботизированнойкоробки, как желание пополнить рядысчастливых владельцев улетучилось.Что же получит владелец «официального» «ФоТу»? Бензиновый литровыйатмосферник в 71 силу, роботизированнуюкоробку передач, систему стабилизациии две подушки безопасности, кондиционер и электроприводы стекол и зеркал, а также подогрев передних кресел,датчик дождя и штатную аудиосистему.Цена – 710 000 рублей в комплектации«Пэшн». Недешево за двухместную машинусо скромным списком оборудования.ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВОРасположенный на саабовский манерзамок зажигания с непривычки ищешьс полминуты, но это едва ли не единственная особенность, требующая привыкания.Несмотря на то что эргономисты работалис объемом, заданным мизерными габаритами машины, интерьер «Смарта» вполнедружелюбен. За рулем удобно, хотя креслодвигается лишь по длине, а рулевая колонканамертво приколочена к панели приборов.Оценил удобство посадки и рослый коллега, но, как и я, отметил: в дальней дорогене хватает поясничной поддержки.За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 515106.11.2012 14:42:31 В ДЕЛЕ| ИСПЫТАНОSMART FORTWO Красная тканевая отделка оживляети без того стильный интерьер. Покуда едешь от дома до работы, креслакажутся удобными, однако в продолжительных поездках начинает болеть поясница. Перед глазами водителя лишь самаянеобходимая информация. Отсеков для мелких вещей в салонедостаточно, а вот выдвижной пепельницевнизу панели я предпочел бы подстаканник.автомата! Как и любой другой покупатель, отдающий за машину крупнуюсумму, я волей-неволей оцениваюудобство езды с ним. Роботизированная коробка «Смарта» – это неудобно!Задержки при переключениях особенно раздражают, когда в городскомтрафике пытаешься быстро перестроиться. Даже если выберете ручнойрежим с подрулевыми лепестками,придется приноровиться, чтобы получалось плавно переключаться подсброс газа.Впрочем, трансмиссия ничемне уступает бюджетным роботамдругих марок, а то и превосходит ихв логике переключений и удобствеиспользования. Но если, скажем,107-му «Пежо» за его 450 000 рублейподобное поведение еще можно простить, то с авто за 700 000 спросдругой. Причем альтернативы в видемеханики, автомата или вариатора для«Смарта», к сожалению, не предусмотрено.Литровый мотор хорош!И в городе, и на трассе запаса тягихватает для бодрых ускорений с любойскорости, а красивый и сочный звукна верхах позволяет забыть, чтосидишь в крохотной микролитражке.Свои паспортные 13,7 секунды разгона до сотни «ФоТу», думаю, выдаст.Представляю, как может выстрелить84-сильный наддувный «Смарт»,не говоря уже о недоступной нам версии «Брабус»!ПИЩА ДЛЯ УМАЯркая передняя панель с краснымитканевыми вставками и маленькимикругляшами тахометра и стрелочныхчасов под стать внешнему облику авто.Жаль, что ее пластик вызывающедемократичен, а солнцезащитныекозырьки лишены зеркал, – женскаяполовина водителей будет разочарована. Казалось бы, сущая мелочь,однако от имиджевого сити-кара, нацеленного на премиум-сегмент, не ждешьподобной скупости. Разместить вещив салоне можно в специальных сеткахза креслами. Для мобильного телефона, документов и прочей мелочовки – углубления на панели и сетки52в дверях, маленький дополнительныйбардачок под простенькой аудиосистемой, а также бардачок основной,вместительный. В его торце создателиавтомобиля расположили разъемы USBи AUX, а вот от возможности проигрывания компакт-дисков нас оградили.Главное достоинство – 220-литровый багажник, в который влезает дажеогромный дорожный чемодан, сопоставимый, на первый взгляд, с размерамисамого «Смарта»!МАЛ КЛОП, ДА ЖГУЧНу не могу я оценить, насколько роботэкологичнее и дешевле обычногоСити-кар «Тойота-iQ» (ЗР, 2009, № 10)появился на свет в 2009 году и с ходуедва не стал европейским автомобилемгода – 2010, совсем немного уступивхэтчбеку «Фольксваген-Поло». В том жегоду решили начать официальныепродажи машины в России, однаков силу немалой цены и, как следствие,слабого спроса их быстро свернули.А до чего же интересный был бы конкурент! «Тойота-iQ» вплотную подбираетсяк «Смарту» по габаритам (длина 2985 мм,ширина 1680 мм) и построена по схожейидеологии. Даже намек на умственныеспособности в названии модели воспринимался как некий вызов, ведь smartв переводе с английского – «умник».За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 5207.11.2012 17:12:48 |ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯSmart Fortwo CoupeРазмеры: длина×ширина×высота, мм 2695×1559×1565Колесная база, мм 1867Колея спереди/сзади, мм 1283/1385Объем багажника, л 220Снаряженная/полная масса, кг 750/1020Максимальная скорость, км/ч 145Разгон 0–100 км/ч, с 13,7Топливо/запас топлива, л А95/33Расход топлива: городской/загородный/ смешанный цикл, л/100 км 4,5/3,9/4,2ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р3, 12 клапанов,1,0 л, 52 кВт/71 л.с. при 5800 об/мин, 92 Н·м при 2800 об/мин.ТРАНСМИССИЯ:заднеприводная; 5-ступенчатый робот. Помимо селектора роботизированнойкоробки на центральном туннеле расположили замок зажигания и кнопку, отключающую «старт-стоп».ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – «МакФерсон»/полузависимая, «Де Дион»; рулевоеуправление – реечное с электроусилителем; тормоза – дисковые/барабанные; шины – 155/60R15 спереди и 175/55R15 сзади.КОМПЛЕКТАЦИЯ: Passion.ЦЕНА: 710 000 руб. Уникальное сочетание сверхмалых габаритов и достойного комфорта для двоихс их багажом, тяговитый двигатель, неплохая управляемость, яркий стиль. Откидной борт – с двойным дном! Конструкцией задней двери «Смарт»напоминает кроссоверы. Возможностибагажника, если учесть габариты машины, впечатляют. Задумчивый робот, недостаточноэнергоемкая подвеска, спорная цена.крупные ямы нередко приводят к пробоям подвески. Поэтому в дальний пробег на «Смарте» я бы не пустился, ведьв машине еще и запаски нет.СМАРТОВЫЙ КАПИТАЛДосадно, что, в отличие от дизельного двигателя объемом с бутылкушампанского – того, что на «Смарте»моего друга, литровый бензиновыйагрегат, по моим прикидкам, потребляет в городе наглые 9 л – в двараза больше! За городом мне удалсярезультат лучше – 4,5 л. Это ближек паспортным данным. Шасси длямашины с двухметровой колесной54базой – достойное. «Малыш» уверенностоит на дуге и практически не переставляется на мелких неровностях.В меру тяжелый и информативныйруль, минимальные крены и приемлемая на хороших дорогах плавность ходатолько подчеркивают высокий уровеньинженерной проработки. Но машина,конечно, весьма требовательна к качеству дорожного полотна: даже не оченьНазвать прямых конкурентов «СмартаФоТу» непросто: если рассматриватьмаленькие имиджевые машины с заявкой на премиум, в той же ценовойкатегории на ум приходят лишь «МиниУан» (768 000 рублей) и «Фиат-500»(от 552 000). В активе первого – возможность заказать нормальную гидромеханику (плюс 70 400), второй поставляют с механической трансмиссией илироботом. В качестве бонуса у обоих –второй ряд сидений (правда, условных).Только вряд ли все это скольконибудь интересно желающим приобрести именно «Смарт». Возжелавших эту игрушку не остановитни своенравный робот, ни тряскаяна ямах подвеска, ни даже отсутствиев топовой версии такой привычнойв наши дни подстраховки, как боковые подушки. Не испугает и стартоваяцена в 640 000 рублей. И я их понимаю. Ведь, несмотря на все особенности, «ФоТу» неплохо приспособленк городской жизни. А самое главное –он чертовски прикольный!За рулем 12/2012050-052.054_SMART.indd 5406.11.2012 14:42:36