160
161
162
КОМПОНЕНТЫ | ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРОГРЕВПЕРЕХИТРИТЬСТОРОЖАСовременные варианты дистанционного пуска мотора в обходштатного иммобилайзера рассматривает Михаил Колодочкин.Лично я не люблю ни пускмотора извне, ни дальнобойные брелочки. Сразу приходятмысли о квартире, котораявдруг отпирается, пока ты сидишьна работе… По мне, лучше повернутьключ в скважине. В то же время понимаю: страна у нас не самая жаркая,многим приятно садиться морознымутром в теплую машину. А летом –в прохладную.Конечно, с предварительным прогревом прекрасно справляются устройства типа «Вебасто» или «Эбершпехер». При ежедневной эксплуатациимашины проблем они, в общем-то,не создают. Однако же и на солнцеесть пятна: тут и немаленькая цена,и потреб­ляемый ток, достигающийпри работе двузначных величин.Последнее может аукнуться тем, чтобатарея, израсходовав силы на согревавтомобиля после длительной стоянки,откажется заводить мотор. А если сновавспомнить про лето, то еще один минус:заранее охладить салон подобным способом точно не удастся.Все проблемы снимает дистанционный пуск мотора. Каждая втораясигналка, казалось бы, готова это сделать, но на пути встает штатный иммобилайзер, который подобных шутокне понимает. Он работает по принципу радиочастотной идентификации(RFID) и хочет «видеть» родной ключсо встроенным в него миниатюрнымтранспондером (чип), а не прислушиваться к щелчкам реле из какой-то сигналки. Так что же делать?ПЕРВЫЙ СПОСОБЭтот прием обхода иммобилайзеране­уклюжий: отключить вредную электронику совсем! Малой кровью подобное достигается далеко не всегда, развечто в автомобилях для американскогорынка. Процесс несложен: сервисменнемножко покопается в программноотключаемом иммобилайзере –и готово.  Задача решена. Устанавливаемлюбую дальнобойную сигналкуи пускаем мотор нажатием кнопочки – хоть с балкона.  Машина лишается штатнойохраны. А если в качестве новойсигналки вам сбагрили нечто«кривое», легко перехватываемоевсякими код-грабберами, тогдане удивляйтесь, если в вашемтеплом авто уедет кто-то другой.ВТОРОЙ СПОСОБТоже неловкий: спрятать в машинеодин из штатных ключей автомобиля. Тогда иммобилайзер решит,что хозяин уже за рулем, и позволитдистанционный пуск мотора. Сегодняэто самый популярный прием.Для этого выпускают такназываемые обходчики иммобилайзеров: эдакие коробочкис простенькой начинкой, кудаустановщик прячет на вечное хранение запасной ключ от автомобиля.А поскольку ключи существуют в разных обличьях, то и коробочки тожевстречаются разные. Чтобы обходчиксработал, нужно подать на него сигналс дальнобойного брелочка от подходящей автосигнализации.Простейший вариант – для машинс привычным обликом замка зажигания под механический ключ с чипом,а также для тех, где ключ помещаютв ячейку-слот. Примеры – на фото.«китаец». Любопытно,1 Типичныйчто в нем нет никакой микроэлектроники. Принцип работы – как у примитивного трансформатора с двумяразнесенными обмотками. Первуюобмотку в виде проволочного кольцарасполагают возле штатной кольцевойантенны у замка зажигания. Втораяобмотка – в коробочке: в нее засовывают ключ зажигания или выдранныйиз него чип. Обходчик пользуется энергией штатной антенны автомобильногосчитывателя. По сигналу с брелочкавключается реле и чип выдает свои данные. Иммобилайзер опознает своего(благо он действительно свой!), послечего дает добро на пуск двигателя.вариант простейшего2 Питерскийобходчика от НПО «Старлайн».Для уверенного распознавания чипапри низких температурах, разряженнойАКБ и т. п. предлагается нескольковариантов подключения, в том числе –в разрыв антенны штатного иммобилайзера.антенна имеет ограни3 Рамочнаяченную длину, поскольку простейшие обходчики не содержат элементапитания: они пользуются энергиейштатной антенны автомобиля.Поэтому их сигнал довольно слабый.Удаленность устройства от замказажигания ограничена петлейтрансформатором. При попытке ееудлинить сигнал неизбежно потеряетсяна фоне помех.Кстати, а не проще ли прикрепитьчип из запасного ключа прямо возлеантенны иммобилайзера? Проще,конечно же, но в этом случае иммобилайзер превращается в охранника,у которого ворота всегда нараспашку.Кроме того, когда хозяин применяетсвой ключ, то два чипа могут «поссориться» друг с другом. В общем, такделать нельзя.А если штатный ключ сделанпо принципу «свободные руки»?160 За рулем 12/2012160-162(1_2V)_Korobochki.indd 16006.11.2012 16:31:16 5На правах рекламы124Носишь такой в кармане, а машиначует его издалека, – как быть тогда?Во многих случаях применимо то жерешение, однако найден более современный и удобный вариант обходчика.Пример – на фото.один питерский обходчик4 Ещеот НПО «Старлайн». В отличиеот простейших коллег, умеет работатьи с более современными ключами типа«хэндс фри». Из штатного брелокавынимают батарейку, выводят питание и в момент дистанционного пускаактивируют его, подав внешнее напряжение. С этого момента обходчиквидит, что в машине появился штатный брелок. Накидывать проволочнуюантенну на тело замка зажигания нетнеобходимости, тем более что и самоготела может не быть! Такой обходчикможно прятать в любом месте автомобиля: дальности работы хватит.И по петле его не отследить.обходчик Pandora5 КалужскийDI-03 – еще один образец универсального подхода. Он работает толькосовместно с автосигнализациямиPandora. Изделие полностью заменяет160-162(1_2V)_Korobochki.indd 161306.11.2012 16:31:17 | ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРОГРЕВсобой простейшие обходчики,но, в отличие от них, готово работатьс ключами любых типов, в том числеи с популярными «хэндс фри». Стабилизированное питание для вкладываемогов обходчик активного ключа позволяетне опасаться, что через год работыавтопуска ключ вдруг перестанет опознаваться. Запрятать такое устройство в машине можно подальше, батарейки в ключе менять не нужно.  Задача решена без явного снижения угоностойкости машины.Штатный ключ можно запрятатьподальше.  Штатный ключ по-прежнемувнутри машины, а значит, приналичии времени и желаниядо него все равно смогут добраться.Кроме того, следует помнить, чтоне все современные авто позволяют бесконечно копироватьключи: в ряде случаев их можетбыть максимум два.ТРЕТИЙ СПОСОБЭтот вариант, конечно же, самыйперспективный, поскольку позволяетвообще обойтись без помощи штатногоавтомобильного ключа. Такие обходчики еще называют бесключевыми.Если описанные выше устройства в нужный момент обращаютсяк помощи запрятанного куда-то чипа,то этот сразу лезет в линию связимежду иммобилайзером и контроллером, разгадывая протокол обмена(при этом иммобилайзер продолжаеттрудиться в штатном режиме!). Конкретика зависит от сложности этого1СВОЙ-ЧУЖОЙВ большинство автомобильных ключейвстроен миниатюрный транспондер (он жеприемопередатчик, а проще говоря – чип).В простейшем случае при включении зажигания иммобилайзер через кольцевую антенну,намотанную вокруг корпуса замка зажигания,создает вокруг чипа электромагнитное полеи подает на него питание. Тот просыпаетсяи в ответ передает иммобилайзеру свои«паспортные данные». Если чип признансвоим, иммобилайзер разрешает контроллерупуск мотора. Рис. 176протокола: понять его бывает не легче,чем диалоговый код автосигнализаций.Сегодня подобные обходчики можноустанавливать примерно на 900 моделей авто.Мы уже отмечали, что в последнее время стало проблемой заказатьхотя бы третий ключ. И дело дажене в том, что для многих моделей егостоимость стала пятизначной, – в рядеслучаев производитель авто не позволяет прописывать в нем более двухключей. Один ключ у владельца, другой – у любимой женщины, а обходчику – ничего! В таких случаях бесключевой обходчик – единственныйвариант цивилизованного дистанционного пуска.обходчиков, кото6 7 Примерырые вообще не нуждаютсяв штатном ключе от машины, – канадские изделия Fortin. Фактически ониобучаются уже на автомобиле привключенном зажигании. При этом2Примерно так же опрашиваются болеесовременные ключи, без механическойболванки, которые вставляют не в скважинузамка, а в гнездо-слот. Рис. 2Мода на «хэндс фри» породила ключиметки, которые можно вообще не братьв руки, а просто носить в кармане. В этомслучае обязательным элементом автомобиляявляется приемник, улавливающий позывныетакого ключа. Отметим, что при севшей батарейке мотор все равно удастся пустить: в этомслучае метку помещают в предусмотренныйслот, который сможет ее возбудить. Рис. 3Fortin не пытается перехватывать илиэмулировать сигнал с родного ключа:устройство работает только с данными между иммобилайзером и контроллером. В зависимости от способаобхода штатного иммобилайзера,Fortin использует до трех различныхканалов, включая шины CAN. Отметим, что пущенный издалека моторможет работать, но все остальноебудет бездействовать: рулевое колесоостанется заблокированным, селекторАКП – неподвижным и т. д. В этом ещеодно принципиальное преимуществоподобных обходчиков перед более простыми коллегами.  Главное – не нужно прятатьв машине ключ. И страховщикувсегда можно предъявить полныйкомплект. Машина с работающиммотором остается под охраной.  Технология охватываетне 100% автомобилей.3А вот такую схему можно считать универсальной. Рис. 44162 За рулем 12/2012160-162(1_2V)_Korobochki.indd 16206.11.2012 16:31:20