ШАГЕ ОТ СЕРИИNISSAN ALMERAАВТОМОБИЛИ | ВПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКИВ середине лета в Англии познакомились мы с «Ниссаном-Алмера» – второй моделью на платформе В0,которую готовят к производству на АВТОВАЗе (ЗР, 2012, № 9). Ныне встретились уже в Тольятти, где «Алмера»проходит доводочные испытания и последнюю проверку перед выходом в серию. Эксклюзивные фактыо методиках и результатах тестов разузнал Максим Сачков.Чтобы договориться о производстве новой модели, Волжский автозавод и «Ниссан»встретились друг с другомеще в середине 2011 года. Интересбыл обоюдный: вазовцы получалидоступ к новейшим технологиями методикам испытаний, а иностранцы – возможность использовать богатый опыт инженеровАВТОВАЗа, ознакомиться со специфическими условиями эксплуатации для окончательной доводкиавтомобилей.Кроме того, на АВТОВАЗе многолабораторий, оснащенных самымсовременным оборудованием,4и «Ниссану» грех было отказываться от их услуг.Трепали «Алмеру» долго, причем в разных уголках мира: более30 тестовых образцов отправилив Японию, Англию, Испаниюи Россию. У каждого центра своизадачи: кто-то дорабатывал кузов,другие колдовали над шасси, третьинастраивали электрику и электронику. Одиннадцать машин тестового парка оказались в Тольятти.ПОД КРЫШЕЙ«Алмеру» разрабатывали и доводили, сидя за компьютером.Поэтому большинство недочетовустранили на виртуальных моделях,а реальные машины лишь подтвердили результаты и помогли выловить нюансы.Дороги у нас сами знаете какие.Вполне логично, что первым деломменя повели к вибростенду, гдепроверяли на усталостную прочность кузова «Алмеры». Полторамесяца, трехсменный график,260 часов непрерывной работыстенда – они эквивалентны полному ресурсу автомобиля, равному400 тыс. км. Затем образец разобрали и подвергли детальномуосмотру. Со структурой кузованичего не случилось, замечанияЗа рулем 12/2012004-006_Nissan Almera.indd 407.11.2012 15:38:53 С другими моделями,построенными на платформе B0, «Алмера» унифицирована не только по кузовным элементам, силовомуагрегату, элементам шасси,но и по деталям интерьера.КТО РУКОВОДИЛ ИСПЫТАНИЯМИ «АЛМЕРЫ»Норман СНОУДОН, руководитель инженерного подразделения «Ниссан»:«На АВТОВАЗе прекрасные специалисты,а оборудование, которым пользуются в лабораториях, в Европе еще поискать. Поэтому многие работы по доводке (это касается, например, подвески) при необходимости можновыполнить здесь. Мы получили первый опытсотрудничества и в дальнейшем хотели быразвивать это направление».Геннадий ПОДЛИПНОВ, начальник управления дорожных испытаний АВТОВАЗа:«У «Ниссана» большая часть испытанийперенесена с дорог на компьютер и в лаборатории. Сокращение времени на тестыи применение ускоренных методик – вот чтосейчас лежит в основе зарубежных испытательных программ, а в недалеком будущеми наших». «Алмеры» для Россииполучили иные настройкиподвески, дорожный просвет 160 мм, оригинальнуюформу бамперов, чтобы увеличить углы въезда и съезда, штатную металлическуюзащиту. Много измененийв структуре кузова, в томчисле для снижения низкочастотного шума. Мне удалось прокатиться на двух «алмерах» из последней пилотной партии. Не понравилось: жестковатая подвеска, посредственная шумоизоляция, знакомые по соплатформенныммоделям огрехи в эргономике. Мотор хочется помощнее, особенно с автоматом. Понравилисьпросторнейшие задние сиденья, большой багажник, надежная управляемость.За рулем 12/2012004-006_Nissan Almera.indd 5507.11.2012 15:39:02 ШАГЕ ОТ СЕРИИ|ВNISSAN ALMERA Российские зимы потребовали не толькоустановить более эффективный отопитель,но и оптимизировать движение воздушныхпотоков в салоне. Для этого увеличиливытяжные решетки около заднего стекла. Дорожные испытания вскрыли лишь мелкие недочеты конструкции. Например, из-заненадежного соединения бампера с аэродинамическим щитком в моторный отсекпопадала грязь. Поэтому вместо пистоновиспользовали более надежные болты. На АВТОВАЗе установленный на вибростенд автомобиль «прошел 400 тыс. км»за полтора месяца. Специально написаннаядля «Алмеры» программа имитировала ездупо спецдорогам полигона в Англии.минимальные: например, в дверипотрескалась уплотнительная мастикамежду усилителем и наружной панелью. Причину выяснили, составмастики скорректировали.По соседству другой кузов«Алмеры» пытали на изгиб и кручение.По окончании оценили снижение жесткости, от которой напрямую зависитподвижность всех элементов и, в частности, возникновение неприятныхскрипов и дребезга, которые издаютдетали интерьера. Жесткость не должнападать больше чем на 10%. Точныхцифр специалисты не назвали, но заверили, что в допуск уложились.Методики проверки электрооборудования у «Ниссана» немногоотличаются от вазовских: они болеерасширенные, особое внимание уделяется мелочам. Например, оговорено, как долго батарея должна держать заряд: спустя три месяца послесхода с конвейера двигатель обязанзавестись.В этой поездке я пополнил свойавтомобильный лексикон несколькиминовыми словами. Думаю, на АВТОВАЗе до недавнего времени тоженемногие знали, что такое валидационные испытания. По сути, это тестготового образца, подтверждающий,что продукт соответствует всем требованиям. Иными словами, деталь,произведенная в России, не должнаотличаться от сделанной в Англии илиЯпонии. И в процессе локализациинужно провести много валидационных тестов, чтобы это подтвердить.При мне такую процедуру проходилсвежесваренный кузов «Алмеры»:на стенде замеряли жесткость точекприсоединения силового агрегатаи подвесок. Итоги стендовых испытаний на тот момент еще не былиизвестны, но показатели, полученные в ходе полигонных испытанийпо виброакустике, таковы, что вряд ливыплывут какие-нибудь отклонения. Из-за обилия грязи и соли на российскихдорогах у нашей «Алмеры» увеличили до 5 лобъем бачка омывателя, расширили зонуочистки ветрового стекла, пороги защитилипластиковыми накладками, а на крышкебагажника сделали изнутри ручку.НА УЛИЦЕ6 Чтобы улучшить пассивную безопасностьи виброакустику, кузов «Алмеры» доработали. Например, увеличили жесткость пола:добавили точки сварки, ввели дополнительные распорки и косынки.Компьютерное и лабораторное оборудование намного облегчает жизнь автомобильным инженерам, но полностьюзаменить дорожные испытания покане в состоянии. Тем более что российские условия уникальны – не изобрелиеще такой компьютер, который смог быучесть все нюансы эксплуатации. Ненамного проще было перенести методику«Ниссана» на наши дороги.Шесть дней в неделю два месяцаподряд испытатели наматывали километры по городским и загороднымтрассам. Часть маршрута проложилипо Жигулевским горам и скоростномукольцу полигона. «Алмера» штурмовала грязевой и водяной броды, утюжила спецдороги с разными типамипокрытий, среди которых были гравийный участок и участок, мощенныйнеровным булыжником (бельгийскаямостовая). В методике прописалии дополнительные условия: нужнобыло открывать и закрывать дверии багажник, нажимать на сигнал, проехать определенное количество железнодорожных переездов, кольцевых развязок, перекрестков со светофорами.В общем, получилась очень реалистичная картина. Пробег составил чутьбольше 20 тыс. км. Кстати, по схожимметодикам «алмеры» тестировалипараллельно в Москве и за рубежом.Суммарно автомобили пробежали путь,эквивалентный миллиону километровв повседневной эксплуатации. Испытания проходили летом, а для проверокхолодом машины загоняли в климатическую камеру.Судя по отзывам представителей«Ниссана» и АВТОВАЗа, первый блинкомом не пошел. Партнеры осталисьдовольны друг другом и конечнымирезультатами. И намерены продолжатьсотрудничать в будущих совместныхпроектах, благо таковые имеются.Что же, как в песне: «И в дальний путьна долгие года».За рулем 12/2012004-006_Nissan Almera.indd 607.11.2012 15:39:04