200
201
ХОЛОДНЫЙ ПУСКРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯС ПОЛПИНКАЗагадочное для англосаксов слово «авось» в России едва не самое популярное, оттого трескучий мороз многих застает врасплох. Подражая классику, Анатолий Вайсман скажет: «Зима – это время, когда даже убежденный Самоделкин подумывает, не занять ли очередь в сервис».Если автомобиль обслуживаетсяу дилера, вы вправе требовать,чтобы мотор до –25 ºC пускал­ся нормально. Храбрые произ­водители вроде АВТОВАЗа гаранти­руют успех даже до –27 ºC. И никакоешаманство, не предусмотренное руко­водством по обслуживанию, тут не до­пускается! Ехидные советы вроде «ку­пи теплый гараж или хотя бы подо­греватель» незаконны. На то и гаран­тия, чтобы мотор штатно пускался какбез дедовских утеплителей радиатораи капота, так и без современныхбустеров, дополнительных аккумуля­торов, эфирных и газовых баллончи­ков, присадок к маслу и добавок к топ­ливу. Мой приятель в морозные ночиукрывал горячий мотор парой ватни­ков «еще с БАМа». Помогало. Но вотгрянуло минус тридцать: мотор не за­велся. Бежать к дилеру? Не спешите.Он вполне справедливо сочтет, что выхотите ездить в условиях, на которыемашина не рассчитана.То ли дело кустарь-одиночка!Он может слить холодный тосол и за­лить кипяток, отогреть мотор паяльнойлампой или электрофеном, всластьпокатать машину на буксире. Можети «прикурить», если что. Вот толькос буксира не всякую машину заведешь:пуск некоторых возможен лишь привыжатом сцеплении, а от скачков на­пряжения у иной электроники мозгисотрясаются. Так что, выходя на борьбусо стихией, освежите теорию.Пуск промороженного двигате­ля – сложный переходный процесс,в ходе которого изменяются не толькотемпературы деталей. Хуже то, чтоменяется испаряемость бензина. Покаон ледяной и впрыскивается в заинде­велые цилиндры, испарение очень сла­бое. Приходится подавать его больше,чтобы смесь паров с воздухом от искрызагоралась, – а затем, по мере нагрева,снижать дозы. Идея гениально проста.Но как ее реализовать?Слишком бедная смесь не горит,оттого с первого же пинка проморо­женный мотор не пустишь. Но и слиш­ком богатая не горит. Для приготов­ления оптимальной в карбюраторахесть пусковые устройства. По тонкомуумению пользоваться ими узнавали  Если картер не вентилируется, давление в нем выше атмосферного, масло отсасываетсяв дроссельный патрубок.знатоков, большинство же от слова«карбюратор» шарахалось. Нынчев электронных системах впрыска всяигра скрыта в прошивках – и автолю­бителю вроде бы незачем знать, какработает мотор. Но представим ситу­ацию: стартер крутит, а вспышек нет.Долго ли крутить? Считается, что тринеудачные попытки – это сигнал ис­кать неисправности в других системах.Например, в свечах, возможно ужезалитых топливом. Чтобы для сушкиих не вывертывать, откроем дроссельполностью и включим на пять-десятьсекунд стартер. В это время форсункизакрыты, бензин не поступает, свечипродуваются воздухом. При закрытиидросселя форсунки включатся. Еслизажигание в порядке, мотор заведется.А вот с карбюратором сложней: убира­ем подсос, затем медленно и до упора(чтобы не лил ускорительный насос)открываем дроссель, включаем стартер.Продув свечи, повторяем попыткупуска. Правда, это не всегда спасает.Известно: температуры разныхсвечей в конкретном двигателе суще­ственно различаются. Одни нагревают­ся мало – такие называют холоднымидля выбранного мотора. Другие, го­рячие, перегреваются. Родные свечивроде оптимальные, но по зимним до­рогам многие люди ездят потихоньку,оттого и эти свечи нагреваются меньшеположенного. На нижних конусах изо­ляторов откладывается несгоревшийуголь – проводник тока. Отсюда утечкивысокого напряжения, перебои – с ни­ми пуск не состоится. Зимой лучше све­чи погорячей. Но сначала попробуйтеочистить родные и уменьшить на пару«десяток» искровые зазоры. Глядишь,перебои прекратятся.200 За рулем 12/2012200-201(1_2V)_Пуск зимой.indd 20007.11.2012 17:18:05 На правах рекламыБолее серьезные проблемы такпросто не решаются. Не следует начинать зимовку с неполадками в генераторе, стартере, топливном насосе,форсунках, с ветхим ремнем ГРМ илидефектами других приводов. Машина,которая и летом работала худо-бедно,зимой стопроцентно подложит свинью.На одном из снимков – масло в возду­шном тракте «Самары». Причина –намертво забитая отложениями система вентиляции картера. А клапаны,кольца, свечи, ДМРВ, РХХ, кислородные датчики и т. д. с маслом не дружат.На другом фото – дроссельное устройство «японки», настолько заросшее,что мотор и летом дергался в конвульсиях, а зимой сдался окончательно.Поняли, почему мы начали беседутемой «авось»?!А как быть, если «ласточка» наконец ожила? Гонять мотор на месте, подокнами жилого дома, или сразу уезжать? Мое мнение: сознательный человек должен уехать. Авто в режиме прогрева – враг всего живого, сведем жепотери к минимуму. Если километрдругой ехать без большой нагрузки,то современный двигатель на высококачественном масле прогреется прямона ходу – быстро и без последствий.200-201(1_2V)_Пуск зимой.indd 201  Помочь родномуаккумулятору иногда очень полезно.Например, подключить параллельнодополнительныйаккумулятор –бустер. Либоиспользовать любойакумулятор, какойу себя найдете.  С таким дросселем моторы редкоспособны работать. Но этот ещеухитрялся. А ведьможно было, причем уже давнымдавно, очиститьи промыть дроссельный патрубок!07.11.2012 11:12:13