ЭКОНОМИКА | КАЛЕНДАРЬ-2012СОБЫТИЯНЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯПодходит к концу 2012 год. Он начался с фактической отмены старой системы техосмотра,но дальше тянулся почти сонно: страна сначала готовилась к выборам президента,затем все ждали, когда назначат новое правительство… И только к маю актуальныедля автомобилистов новости посыпались как из рога изобилия. Игорь Моржареттовспоминает уходящий год и самые яркие события автомобильной жизни.Вступил в силу новый Законо ТО. Техосмотр стал проще,дешевле... и перестал,по сути, быть обязательным.В течение года в закон ещераз вносили изменения: вместо талона ТОтеперь диагностическая карта, а проводить осмотр может и дилер во времяочередного техобслуживания. За годпроведения реформы ТО число операторов техосмотра увеличилось вдвое,а очереди ушли в прошлое.Достигнуто соглашение междуальянсом «Рено-Ниссан»и ГК «Ростехнологии».В 2013–2014 годах франкояпонская группа увеличит своюдолю в АВТОВАЗе до контрольной (свыше 50%акций). Окончательно договор должны подписать под занавес уходящего года.Вступил в силу новый Закон о такси. Отныневсе таксисты должны иметь лицензию,шашечки и фонарь на крыше. Нелегальнымперевозчикам грозит штраф 5000 рублей.Вскоре выяснилось, что и такое наказаниене слишком действенно: в Москве работаютсвыше 20 000 бомбил. Осенью собрали новыйпакет поправок, в соответствии с которыминаказание за нелегальный извоз может увеличиться в три-четыре раза. А вот экономическихстимулов стать «официалом» по-прежнемуочень мало.Автомобили «Лада-Гранта» начали поставлять на экспорт в страны СНГ.В Москве открыли первые тризаправки для электромобилей; к концугода намечают ввести в строй уже околотридцати. Однако клиентов у них мало,ведь в столице, по разным подсчетам,не больше 150–200 машин на электротяге. За месяц услугамиодной заправки пользуются всего 50–100 раз. Непонятно,зачем вообще эти станции, если у россиян нет никакого стимула покупать дорогущие электромобили.224 За рулем 12/2012224-225_sobitiya12.indd 22407.11.2012 11:48:19 Возобновилось производствогрузовиков «Исудзу» на заводев Ульяновске.Впервые в истории средняя по России ценабензина марки А95 превысила психологическийбарьер – 30 рублей за литр. Дороже, чем в Америке, но в два раза дешевле, чем в среднемпо Европе.По указу президента количество мигалоку чиновников сократили с 1000 до 569 штук.Но оставшиеся по-прежнему нарушают правилаи вызывают у автомобилистов раздражение.Введен утилизационный сбор со всех новыхи ввезенных в Россию автомобилей. Никтои не скрывал, что это, по сути, компенсацияпотерь от вступления в ВТО.В Ижевске сошел с конвейера последнийуниверсал ВАЗ-2104. Завершилась российская42-летняя история «Жигулей». Кстати, такиееще собирают из машинокомплектов в Египте.Во Владивостоке на заводе «Соллерс» стартовала сборка «Мазды СХ-5»; в будущем годуна предприятии освоят еще одну модель –«Мазда-6».Россия вступила в ВТО (после 18 лет переговоров). Пошлины на ввоз новых автомобилейсократились с 30 до 25%. Но радость автомобилистов была недолгой (см. Сентябрь).Россия стала крупнейшим авторынком Европы (за месяц продано свыше241 500 машин), однако по итогам года странаостанется на втором месте. По прогнозаманалитиков, Россия может устойчиво занятьпервое место в Европе через два-три года.«Лада-Гранта» стала самой популярноймоделью в России: за месяц продано свыше14 000 бюджетных седанов.На заводе «Соллерс» в Татарстане началикрупноузловую сборку «фордов» моделей«Куга», «Эксплорер», «Гэлакси» и S-МАХ.Открыт мост на о. Русский во Владивостоке – один из крупнейших вантовых мостовв мире.Московский международный автосалонсобрал самую масштабную экспозицию за всюисторию своего существования: более 100 компаний, миллион посетителей.Вступил в силу Закон об изменениях в КоАП;штрафы за неправильную парковку, выездна полосу для общественного транспортаи т. д. выросли многократно – до 1500 рублей.Впервые в нашей истории введены специальные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга,где они достигают 3000 рублей.Завод «ПСМА Рус» в Калуге перешелна производство по полному циклу автомобилей «Пежо-408».На заводе «ИжАвто» приступили к сборке«Лады-Гранта».Начало продаж универсала «Лада-Ларгус».Москва официально приросла новымиземлями и увеличилась по площади в двас половиной раза.Стартует серийное производство модели«Ниссан-Алмера» на АВТОВАЗе.Объем продаж легковых автомобилей в Россиив 2012 году составит свыше 2 900 000 штук.После ряда серьезных, резонансных аварийГосдума и правительство решили ужесточитьнаказания за пьянство за рулем. В Москве,на Минской улице, 22 сентября пьяный водитель убил семь человек (в том числе пятьдетей), а 10 октября в ДТП погибла известнаяактриса Марина Голуб. Всего же в России ежегодно в авариях погибают до 30 000 человек.На калужском заводе «ПСМА Рус» стартовало серийное производство кроссовера«Мицубиси-Аутлендер».Подписан договор о создании в Калининградской области полноценного кластерапо производству 350 000 автомобилей в год.АВТОТОР для этого воспользовался соглашением о промсборке, которое два года назадзаключила с правительством РФ канадскаякомпания «Магна».Заканчивается еще один год. Чем онзапомнился? С одной стороны, рослипродажи новых автомобилей в России,что особенно приятно на фоне падениярынков практически во всех странахЕвропы. Еще быстрее, чем рынок,в России увеличивалось собственноеавтопроизводство. Это – отрадно.А вот на другой чаше весов –сплошь спорные решения нашихвластей и депутатов. Их реакцию на дверезонансные аварии в Москве вообщеможно описать одним словом: истерика. Потому что к реальной борьбес пьянством она отношения не имеет.За рулем 12/2012 225224-225_sobitiya12.indd 22507.11.2012 11:48:23