ТЕХНИКА | ТЕХНОЛОГИИ БМВТОРЖЕСТВО ЭКОЛОГИИЕще несколько десятков лет назад было модным стремиться к высоким результатам – наращиватьмаксималку или выжимать дополнительные киловатты мощности. Сейчас автомобильные концерны все чащеиграют на понижение, упирая на сокращение расхода топлива и количества вредных выбросов. Какие козырив колоде у БМВ, подглядел Кирилл Милешкин.С момента предыдущего отчетаБМВ о технологии эффективнойдинамики (ЗР, 2011, № 6) прошло почти полтора года. Списокмоделей, выбрасывающих менее 120 г/км CO2, с того времени выросс 19 до 30 позиций. И нет сомненийв том, что к следующей встрече с журналистами баварцы покорят новыевысоты. Залог успеха – семейство двигателей, построенных из универсальных пол-литровых цилиндров, мощностью до 50 кВт каждый.ИСКУССТВО МАЛЫХ ФОРМНачать решено с минимума – новыйтрехцилиндровый мотор готов хотьзавтра пойти в серию. Конечно,фанатам марки будет нелегко смириться с такой неполноценностью.Впрочем, несведущий человек недостатка цилиндров никак не заметит.Имплантированный под капот хэтчбекапервой серии бензиновый образецвыдает 180 л.с. и лихо носит «копейку»по дорожкам полигона, ограниченным конусами. Короткость прямиковне помешала разгону до 150 км/ч,после которых задор двигателя отнюдьне заканчивается. Звук у новичка чтонадо. Баварцы уверяют: никаких синтезаторов, только живой голос.Подчеркивая важность именноуниверсального цилиндра, а не двигателя в целом, в БМВ предпочитаютдавать характеристики в пересчетена 500 кубиков. Бензиновый «котел»будет выдавать от 40 до 70 л.с. и от 60до 90 Н.м крутящего момента, дизельный – от 27 до 60 л.с. и от 75 до 100 Н.м.Разброс обусловлен давлением наддуваи количеством нагнетателей.Полуторалитровые двигателирождены сразу в двух версиях:бензиновой и дизельной. Их заводскиеобозначения – B38 и B37 соответственно. Пока баварцы не сформировали линейку, однако рискнем предположить, что каждый мотор предстанетв трех-четырех исполнениях, с мощностью в диапазоне от 100 до 220 л.с.Трехцилиндровый двигатель уравновешен с точки зрения сил инерциипервого и второго порядков. А вот с ихмоментами приходится бороться, длячего и устанавливают балансирныйвал. Остаток колебаний гасят опорысилового агрегата. В результате вредные вибрации не доходят до кузова,а водитель не ощущает даже легкойдрожи.Число общих деталей у бензиновых и дизельных моторов с одинаковым количеством цилиндров доходитдо 40%. Их алюминиевые блоки тожеунифицированы. А среди моторов,174 За рулем 12/2012174-176(1_3v)_TechDay New.indd 17406.11.2012 16:30:29 На правах рекламы Основныминосителями трехцилиндрового моторастанут переднеприводный однообъемник и следующеепоколение «Мини».Его получат такжеБМВ 1-й и, возможно,3-й серий. Вскоре серийныеБМВ будут даватьрекомендациипо экономичномувождению (правыйнижний угол комбинации приборов).В данный моменткомпьютер рекомендует водителю снятьногу с педали газа:предстоит поворот со снижениемскорости, до которого можно доехатьи накатом. Источникданных об особенностях дороги – навигационная система. Под капотомБМВ 1-й сериикороткий агрегатмаксимально сдвинут назад, он почтиполностью уместился за переднейосью. Новичоклегче прежнего1,6-литрового турбомотора на 10 кг.работающих на одном типе топливаи различающихся лишь числомцилиндров, унификация приблизитсяаж к 60%.ГАДАНИЕ НА КАРТАХЕще одна новинка превратилась из концепции в действующий образец. Речьидет об автоматической коробке передач с упреждающими переключениями.Получая данные от навигационнойсистемы о предстоящих спусках,подъемах и поворотах, блок управлениятрансмиссией заранее включает оптимальную ступень. Это обеспечиваетмаксимальный контроль над машинойи отличное ускорение после прохождения сложного участка. В перспективепищу для размышлений электроникеподбросит и радар, установленныйна носу автомобиля. Кроме того, поведение коробки зависит от выбранноговодителем режима. В зеленом «экопро» приоритетом станет топливная экономичность, в драйверском«спорте» – максимальное ускорение. К делу борьбы за снижение топливного аппетита подключили навигацию. Наряду с привычными самым коротким и самым быстрым маршрутами она предложит вариант с наименьшимрасходом горючего. При расчете программа учтет топографические особенности дорог.За рулем 12/2012 175174-176(1_3v)_TechDay New.indd 17506.11.2012 17:16:53 | ТЕХНОЛОГИИ БМВсоставляющая вызывала живой интерес. А то ни пользы, ни рекламы.И стоит ли тогда эта игра свеч?Никакими технологиями владельцевтрехцилиндровыхБМВ не обделяют.Здесь и фирменная системауправленияподъемом клапанов «валветроник»,и непосредственныйвпрыск топлива, и турбонаддув. Последнийна маленьких моторахбудет исключительноодноступенчатым.Новинку мы также испытали в действии. Жаль, носитель баварцы подобрали не самый подходящий. Эта опциябудет полезна на моделях с не самыммощным двигателем или моторомс узким рабочим диапазоном. А табунув 450 «лошадей», живущему подкапотом БМВ-750i, абсолютно наплевать на то, какая передача включена.За отменной шумоизоляцией и плавностью хода моменты переключенийвылавливали по колебаниям стрелкитахометра.Инженеры утверждают, что«эко-про» экономит до 25% топливапо сравнению с «комфортными»и «спортивными» настройками. Веритьэтому можно, но с одной оговоркой(она, скорее всего, выпала из контекста): такая экономия достигается приопределенных условиях движения.Если сравнивать средние расходыв разных режимах, то разница вряд липревысит 5%.ЭКОНОМИЯ НА СПИЧКАХПредсказания системы навигациипоступают и в блок управления двигателем. Анализируя маршрут, она заранее корректирует рабочую температурумотора. Перед въездом в городскуючерту градус повышается ради лучшейэффективности. До выезда на магистраль мотор, наоборот, охлаждают,чтобы обеспечить лучшую динамикуразгона. Неоднозначное решение. Ведьобычная система тоже подстроится подусловия езды – разговор идет о секундах. Неужели выгода столь существенная и окупает эту функцию? Жаль, чтоконкретные цифры, показывающиеразницу в расходах, на презентации таки не прозвучали.Похвально стремление разработчиков сделать мир чище, а автомобили – экономичнее. Главное, чтобыпредпринимаемые меры оказывались по-настоящему действенными.Или, по крайней мере, техническая Затраты энергии на движение электромобиля сопоставимы с ресурсами, направленными на обогрев пассажиров. БМВпредлагает на роль источников теплаинфракрасные элементы, вмонтированныепод панели отделки. Они эффективны, бесшумны и исключают появление сквозняков.Наконец, нет необходимости отапливатьвесь салон, можно включить обогрев тольковокруг занятых кресел. Потребление энергии такой системой инженеры обозначаюттуманно: несколько сотен ватт. Да и о перспективах серийного производства поканичего не слышно. Это наводит на мысли, чторешение не вполне безупречно.Неотъемлемой частьюпрезентаций в рамкахконцепции эффективной динамики служатотдельные элементыконструкции, сбросившие вес благодаряновым материалам.В число перспективных попали пластики,армированные стеклои углеволокном, цинковая пена. Экономиямассы может достигать 40% при аналогичной или лучшейпрочности. Сэкономитькилограммы можнои не отказываясьот привычной стали.Благодаря интегрированным шарнирами уменьшеннойтолщине панелейобновленный каркас«комфортных» сидений БМВ 7-й серии(справа) сбросил 3 кгмассы из прежнихдвадцати.В лабораториях БМВсистема управлениявысотой подъема клапанов «Валветроник»превзошла по диапазону эффективнойработы примененнуюконкурентамиземляками системус отключением половины цилиндров.Для иллюстрациипреимуществ своейсистемы БМВ использует забавный рисунок. Обычную работумотора символизируютвосемь горящих светильников.176 За рулем 12/2012174-176(1_3v)_TechDay New.indd 17606.11.2012 16:30:33