102
103
104
106
107
КЛАССЮБИЛЕЙ V12 БМВАВТОМОБИЛИ | ВЫСШИЙУСПЕТЬК ДВЕНАДЦАТИЧетверть века назадбаварский концернпредставил первыйпосле Второй мировойвойны серийный12‑цилиндровый мотор.Михаилу Гзовскомуперепала уникальнаявозможностьповернуть время вспятьи прочувствоватьпрогресс, сравнивнесколько поколенийБМВ седьмой серии.Год 1987‑й. СССР перестал глу‑шить радиостанцию «Би-би-си»,и «свободным эфиром» тут жевоспользовался 19‑летний немецМатиас Руст, посадивший самолетна Красной площади. В Куйбышевеоткрыли метро, на ВАЗе начали выпуск«девятки», а в Германии стартовалипродажи 750‑й, одна из которых сейчаскрасуется передо мной. В традицион‑ной пасторали мюнхенского пригородаее возраст выдает разве что скром‑ная наклейка BMW Classic на перед‑нем крыле. «Вы что, выкрали этуМону Лизу из Лувра?» В ответ на моюшутку эксперт по классике БМВ Фло‑риан Мозер хитро улыбается: «Послед‑ний раз мы заводили ее два года назад,но она в полном порядке».Передать чувства, вспыхивающиев салоне второй по счету «семерки»102 За рулем 12/2012102-104.106-107_BMW_V12.indd 10207.11.2012 11:13:22 БМВ с кузовом Е32, сложно. Машина,конечно, старая… но она новая!На одометре менее 30 000 км – ничтодля авто такого уровня и качестваобслуживания и содержания. Жесткаяи скрипучая кожа без следов износа,ровно причесанный ворс ковровне нюхал осенней слякоти, а пепель‑ница – табака.За рулем настигает новая эмоция –любование наивностью. Огромныйруль со скромно вытисненной эмбле‑мой, ручка селектора автомата а‑ля про‑фессорская трость, жужжащие, словноблендер, электроприводы регулировкируля и задней шторки, 16‑кнопочныймаршрутный компьютер с крошечныммонохромным дисплеем, кирпич теле‑фона на подлокотнике… Все это уми‑ляет почти до слез. А что удивляться?В 1987‑м IBM представил новейшийЗа рулем 12/2012 103102-104.106-107_BMW_V12.indd 10307.11.2012 11:13:29 КЛАСС| ВЫСШИЙЮБИЛЕЙ V12 БМВ  Несмотря на солидный возрастмодели, в E32 нет заметных эргономических огрехов и мчать на нейсовсем не утомительно.  Четырехступенчатый автоматсо спортивным режимом хорош дажепо сегодняшним меркам.  Салон 760iв кузове F01:чтобы разобратьсяс возможностями  мультимедиаи настройками,придется почитать инструкцию.Благо, она хранится в памятимашины.  Еще совсем недавно стоимость такоготелефона исчислялась тысячами марок.  В 1987 году нечего было и мечтатьо телевизоре в автомобиле – закидывайте ногу на ногу и читайте газету!носитель информации – 3,5‑дюймовуюдискету, – помните такую?Однако желание поплакать про‑падает, стоит лишь повернуть ключзажигания. Седан вздрагивает всемтелом под необычный стрекот стар‑тера, но успокаивается, как толькобензин воспламенится в пятилитровомобъеме. Одному богу известно, сколькосил инженеры положили на это чудотехники.В середине 1980‑х этот моторсовершил переворот: два независимыхуправляющих компьютера (для каж‑дого блока цилиндров свой), алю‑миниевый картер, мощность 300 л.с.и крутящий момент 450 Н.м – такоеконкурентам и не снилось.Вот и я не пойму, снится лимне, что мчу по пустым дорожкамна шедевре инженерной мысли.Машина удивляет на ходу не меньше,чем в статике: с одной стороны, чрез‑мерно легкий руль, делающий почтичетыре оборота от упора до упорапод шипение насоса гидроусилителя,с другой – абсолютно адекватныйи мягкий четырехступенчатый автомати живая педаль газа, без излишнихэкологических комплексов сливающаяв цилиндры топливо. Звучит банально,но я влюбился в голос этого седана.Он хорош всегда – и в режимах малогогаза, и, конечно, под полностьюоткрытым дросселем. Самоуверенный,вызывающий. Мотор тонет в аэродина‑мических шумах лишь по достижении150 км/ч, и на автобане седан выстре‑ливает с 200 км/ч, преодолевая отметку104 За рулем 12/2012102-104.106-107_BMW_V12.indd 10407.11.2012 11:13:33 КЛАСС| ВЫСШИЙЮБИЛЕЙ V12 БМВ  Дорогие автомобилибыстро теряют в цене.Но только не эта «семерка»с 32‑м кузовом из пресспарка BMW Classic.«260» – в те годы электроника ещене душила моторы на рубеже 250 км/ч.Черт, нужный поворот я все-таки проскочил, ведь по старинке еду по легенде,то есть бумажной карте.Удивительно, но модель 750iобразца 1994 года не показалась мнерадикальным прыжком по лестницепрогресса в плане ездовых ощущений.Рабочий объем мотора здесь большена 400 кубиков, мощность поднялина 26 л.с., причем акцент сделанна снижении расхода топлива. Обросший жирком систем безопасностии электроники автомобиль стал тяжелее минимум на 250 кг. В поворотахЕ38 очень похож на машину 1987 года:тот же «распущенный» руль и похожиеотклики на педаль газа.Е38 оснастили более скорострельным пятиступенчатым автоматом,и в итоге третье поколение в лице750i привозит предшественнице 0,8 с.Но заметно улучшенная звукоизоляцияскрадывает ощущения! И гораздобольше времени я трачу на вспомогательные функции: на консоли, по соседству с кассетной магнитолой, цветноймонитор и – впервые! – навигационнаясистема. Тычу пальцем в монитор,пытаясь ввести цель. Ах да, простите,время тачскринов еще не пришло…Вот он, момент истины. Тот редчайший шанс подтвердить или опровергнуть терзающую многих мысль:раньше трава была зеленее, а машины –лучше. Перескакиваю через поколениеи приземляюсь в водительском кресле760i с кузовом F01. По иронии судьбывновь есть повод вспомнить Краснуюплощадь – именно на ней 8 июля2008 года состоялась мировая премьерапоследней «семерки». Другая страна,другая автомобильная эпоха.Комфорт в машине образца2008 года феноменальный. Кажется,что заложило уши, – настолько тихседан. Что еще в большей степенирастворяет чувство реальности. А онатакова: V12 версии N74 – это 6 л объема. Мощность в 544 л.с. уносит автомассой 2105 кг к первой сотне всегоза 4,6 с.Современная «семерка» – этодемократия со всеми ее плюсамии минусами. Делайте что хотите,но в строго очерченных рамках.Вы вольны выбирать настройки шасси,но спустя секунду получаете совсемдругой автомобиль: вместо собраннойпружины с упругим рулем – покачивающийся на волнах катер с вялымиреакциями. И к этой метаморфозепредстоит привыкать.Седан не хочет трогаться с открытой водительской дверью и журит менямелодичной трелью. Активный круизконтроль позволяет забыть о педаляхи разве что не любоваться пейзажем,но подергивает рулем, призываяне пересекать разметку. А стоит притормозить активнее, преднатягивает ремни106 За рулем 12/2012102-104.106-107_BMW_V12.indd 10607.11.2012 11:13:37 безопасности. Система ночного виденияразрешает ехать почти вслепую, но проекция ограничений скорости (в томчисле считанных с временных знаков)и указания навигационной системына стекле, прямо перед глазами, не даютзабыть о правилах. Не заблудишься,не нарушишь, не врежешься… Я чувствую себя защищенным и неуязвимым, но одновременно несвободным.А иногда так хочется выйти из домаи не брать с собой телефон – ведь жилибез мобильников в восьмидесятых!Прощаясь с Флорианом Мозером,не удержался от каверзного вопроса:– В свете гибридизации всего движущегося – сколько еще проживут двенадцать цилиндров БМВ?– В следующем поколении такоймотор точно будет. И знаешь, я уверенв большем. Когда нефть на планетеподойдет концу, последние выжатыеиз нее капли бензина сгорят в V12.Спорим?w  Интерес к V12у клиентов стабильновысок: каждая шестая«семерка» БМВ сходитс конвейера именнос таким мотором.V12 В РАЗРЕЗЕ ИСТОРИИ  Выпустив в свет в 1971 году рядную«шестерку», БМВ приступила в начале1972‑го к разработке 12‑цилиндрового моторапод кодовым названием М33. Спустя два года5‑литровый 300‑сильный прототип, оснащен­ный впрыском топлива, был готов. Но все егодостоинства перечеркивала масса в 315 кг.Поэтому второй V12, с индексом М66, постро­или на базе новой, более легкой «шестерки»,причем в двух версиях – объемом 3,6 и 4,5 л.Второй вариант в ходе тестирования, котороепрошло в 1977‑м, развил 275 сил. При этомбыл на 40 кг легче М33. Жаль, разразившийсятопливный кризис похоронил и этот агрегат.К проекту вернулись лишь в 1982 году, причемот скрещивания двух шестицилиндровых бло­ков отказались в пользу разработки с чистоголиста. Так на свет родился 240‑килограммовыймотор, ставший первым серийным V12 послево­енной поры.19871994  Мотор нового поколения модер­низировали к 2002 году – для тре­тьей генерации седьмой серии Е65.При мощности 445 л.с. этот моторстал и первым V12 с прямым впры­ском топлива. Среди техническихособенностей – четыре клапанана цилиндр и система газораспреде­ления Valvetronic.2002  Следующей после M70 стала модифи­кация М73 образца 1994 года, стоявшаяпод капотом E38. Несмотря на возросшуюдо 326 л.с. мощность, расход бензинаупал в среднем на 13%. Достигнуто этоснижением потерь на трение и повышени­ем степени сжатия с 8,8:1 до 10:1.2008  Современный V12 – полностью новая раз­работка (N74). Объем этого двигателя с алю­миниевыми блоками – 5972 см³, он оборудовандвойным турбонаддувом, прямым впрыскомтоплива, системой газораспределения DoubleVanos, развивает 544 л.с. мощности и 750 Н·мкрутящего момента. Особенно яркая иллюстра­ция прогресса: электроника здесь управляетдаже выпускной системой, создавая прирезком ускорении достойное звуковое сопро­вождение. Чтобы владелец машины был уве­рен: везут его точно двенадцать цилиндров.За рулем 12/2012 107102-104.106-107_BMW_V12.indd 10707.11.2012 11:13:41