РОССИЙСКОГО АВТОПРОМААВТОВАЗЭКОНОМИКА | ИСТОРИЯБИТВА НА ВОЛГЕКрупнейший российский автопроизводитель – АВТОВАЗ –за последние двадцать лет пережил и взлеты, и падения, когда оноказывался на грани банкротства. Одно время вокруг заводагремела настоящая война… Историю предприятия по крупицамсобирал Игорь Моржаретто.БЕРЕЗОВЫЙ СОКОб истории Волжского автомобильногозавода в советские времена написаномножество книг, а журнальным статьямпросто нет числа. Но нас интересуетновейшая ее часть – та, что развертывалась в последние 20 лет.В начале 1990-х годов вся советская экономика стремительно шлако дну. Нормально выживать моглилишь нефтянка (наряду с другимиотраслями, занятыми экспортомсырья) и АВТОВАЗ. Завод в Тольятти,несмотря на проблемы с поставщиками, продолжал выпускать машины,которые россияне (и жители странСНГ) по-прежнему были счастливыкупить. Спрос на них в это времямногократно превышал предложение.При этом себестоимость производствабыла невелика: сырье и комплектующие стоили копейки, рабочая сила –тоже. В 1990-х рабочий на АВТОВАЗеполучал зарплату, эквивалентную150–250 долларам. Производствоодного автомобиля обходилосьв 2–4 тыс. долларов, а в розницу онстоил в среднем 7 тысяч. Быть быАВТОВАЗу самым прибыльным предприятием в стране, но на счету виселиодни убытки.Не помогла предприятию и перемена формы собственности. В конце1992 года его акционировали: половинуакций получило государство, остальные разделили между работниками.В ту пору на головном заводе и в филиалах числилось 290 тыс. человек.Главная проблема состояла в том,что зарабатывали на машинах в первую очередь не те, кто их собирал, а те,кто продавал. В Самарской областипоявились сотни мелких компаний,торговавших «ладами» и запчастями.Формально они были независимы,но реально – связаны с влиятельнымилюдьми в руководстве предприятия,города и области. Самую крупную сетьсоздал Борис Березовский.Профессор, доктор наук, членкорреспондент Академии наук впервыепоявился в Тольятти еще в 1980-е годы.176 За рулем 01/2013176-180_VAZ12.indd 17630.11.2012 14:00:26 НАША СПРАВКАЗа 42 года АВТОВАЗ выпустил около27 млн. автомобилей. Почти 57% автопаркаРоссии – машины марки «Лада». ДоляАВТОВАЗа в ВВП России – около 1%. Сейчас 28,98% уставного капитала АВТОВАЗапринадлежит ГК «Ростехнологии», 25% –«Рено», 20,14% – инвестиционной компании«Тройка Диалог». ВАЗ-2151 (2002 год): неудачная попыткаосовременить популярную «классику». Сегодняшняя реальность Волжского автозавода: на конвейере –«Ниссан-Алмера». ВАЗ-2118 – еще один вариант«Проекта С». «Проект С» (2006–2007 годы) оказалсямертворожденным.Молодой ученый работал в НИИ, занимавшемся созданием программногообеспечения: крупнейшее предприятиеавтопрома собирались компьютеризировать. В 1989 году он предложил руководству завода создать СПс иностранными компаниями, чтобызакупить современное оборудование, –в частности, с итальянской компанией«Лого систем». ЛогоВАЗ – так назвалисовместное предприятие. Официальноего целью была автоматизация процесса сборки, но вместо этого СП сразузанялось торговлей. К началу 1990-хЛогоВАЗ стал крупнейшим дилеромавтозавода, через него проходилосвыше 10% всей продукции. Осенью1993 года Березовский основал компанию АVVA («Автомобильный всероссийский альянс»); в число ее учредителей вошли АВТОВАЗ, Фонд имуществаСамарской области, администрацияСамары, ряд банков и коммерческихфирм. Главная цель – собрать деньгина строительство нового завода мощностью 300 тыс. автомобилей в год дляЗа рулем 01/2013 177176-180_VAZ12.indd 17730.11.2012 14:00:31 РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА| ИСТОРИЯАВТОВАЗ Первую «Ладу-Гранта», сделанную на Ижевском автозаводе,принимает президент Группы «АВТОВАЗ» Игорь Комаров.выпуска еще не существовавшей народной модели ВАЗ-1116. Выпустили облигации со сроком погашения три года,для привлечения вкладчиков регулярноразыгрывали «лады».Березовский, гендиректор AVVA,в августе 1994 года стал членом советадиректоров АВТОВАЗа. Для установления контроля над заводом он предложил гениальную схему (математик,однако!) перекрестного акционирования. Подконтрольные ему и другимруководителям АВТОВАЗа компаниискупили большую часть акций предприятия. Схема управления собственностью получилась крайне запутанной:64% акций ОАО «АВТОВАЗ» принадлежали его же дочерним предприятиям –AVVA (38%), ЗАО «ЦО АФК» (24%)и ЗАО «ИФК» (2%). При этом самомуАВТОВАЗу принадлежало 86% акцийAVVA, а AVVA вместе с АВТОВАЗомКРАТКАЯ ИСТОРИЯ АВТОВАЗа (1991–2013)владели 60% акций ЦО АФК… Попробуй разберись! Но для руководствазавода данная схема была, видимо,очень удобной: она сохранялась всёпоследующее десятилетие, когда следБерезовского в Тольятти давно простыл.Другим «изобретением» БорисаАбрамовича считают реэкспорт.На машины, отправлявшиеся за рубеж,цены еще с советских времен устанавливали более низкие, чем на те, чтопродавались дома. Без этого демпингазаграничный покупатель и смотретьне стал бы на устаревшие российскиемодели. Иностранным дилерам предоставлялась также большая отсрочкаплатежей – до года. По схеме Березовского машины пересекали границутолько на бумаге, а затем как бы вновьвозвращались в Россию. Часть такихавтомобилей все-таки вывозили,но они оседали недалеко – в Латвии,Эстонии, где потом их со значительными скидками скупали российскиеперегонщики. Каюсь, сам в те времена пригнал из Таллина вишневую«семерку», – она якобы предназначалась для Латинской Америки.В 1995 году АВТОВАЗ официальнопрекратил сотрудничество с Березовским: тот задолжал предприятию крупную сумму денег (называли 1,2 млрд.долларов). AVVA перестала даритьвкладчикам автомобили, а затеми вовсе обанкротилась. Денег на еесчету не нашлось.ВДОГОНКУ ЗА ЛИДЕРАМИ «Лада-Гранта» теперь № 1 по продажамв России. Его собирают в Тольяттии Ижевске.Итак, завод выпускал все большеавтомобилей, некоторые поставщикии дилеры богатели, но сам АВТОВАЗнеотвратимо скатывался к банкротству. Он постоянно испытывалнехватку наличности, не выплачивалналоги, задерживал зарплату. Несмотря на огромный спрос, выход новыхмоделей откладывался. Деньги оседалив карманах посредников, на модернизацию ничего не оставалось. Разработанный в начале 1990-х ВАЗ-2110 запустили в серию лишь в 1995-м, да и тос множеством «детских болезней». Ещедесять лет потребовалось на следующую модель – «Калину», наследиепроекта AVVA: именно машину подобного класса собирался на народныесредства «осваивать» Березовский.Первая «Калина» с помпой сошлас конвейера в ноябре 2004 года, однакок дилерам машины начали поступатьлишь в конце лета 2005-го. Налицобыло очередное очковтирательство.Еще труднее осваивали вседорожник ВАЗ-2123, призванный сменить«Ниву». Модель была полностью готоваво второй половине 1990-х, но АВТОВАЗ не имел возможности довести еедо серии. В 1998–2002 годах новинкусобирали в опытно-промышленномпроизводстве. Модель вдруг приглянулась концерну «Дженерал моторс»,и в 2001 году создали СП «Джи-ЭмАВТОВАЗ», которое с 2002 года и выпускает этот автомобиль. Правда, уже как«Шевроле-Нива».Вскоре стало окончательно ясно:без серьезного иностранного партнераАВТОВАЗ не то что развиваться –протянуть долго не сможет. За 15 летон потерял львиную долю рынка,скатившись с 90 до 30%. В Тольяттиприезжали посланники компаний178 За рулем 01/2013176-180_VAZ12.indd 17830.11.2012 14:00:33 «Дэу», «Дженерал моторс», «Фиат»,ПСА… Приезжали и уезжали, таки не сумев понять, кто же реальныйсобственник российского предприятия,с кем вести переговоры. Тупиковуюситуацию разрешили на самом верху.Осенью 2005 года председателя советадиректоров Владимира Каданникова (он возглавлял завод с 1988-го)вызвали в администрацию президента,после чего он подал в отставку. Черезнесколько дней в Тольятти приземлился десант «Рособоронэкспорта».ВАРЯЖСКАЯ САГАС юридической точки зрения сменукоманды управленцев можно считатьгосударственным рэкетом. Каданникови его окружение не были собственниками, но и государство на тот моментвладело лишь 1,7% акций через фондимущества. Да еще 8,41% было у Внешэкономбанка. Но правительство легкосместило всех прежних руководителейАВТОВАЗа, а на их место назначилокоманду менеджеров из «Рособоронэкспорта». Но продавать российскоеоружие в страны Африки – совсемне то, что управлять огромным автозаводом в состоянии кризиса... Тогдаоб этом, похоже, вряд ли кто задумывался. Российская экономика рославместе с ценами на нефть и газ, денегбыло много – почему бы не поддержатьими автопредприятие?За первые три года «руления»сменилось три команды управленцев«Рособоронэкспорта». Административный аппарат раздулся до неприличия:одно время у президента АВТОВАЗабыло 32 вице-президента, каждыйсо своим штатом. Процесс согласования любого документа растягивалсяна месяцы, зато зарплаты варягиназначили себе астрономические,бонусы – тоже. Например, председатель совета директоров не постеснялсяоднажды выписать себе годовую премию в 1,6 млрд. рублей! Хотя появлялсяна заводе в лучшем случае раз в месяц.В начале недели из Москвы в Самарулетал спецрейс – отвозил варяговна работу, а в конце недели доставлялих домой.Из достижений первых трех летработы «Рособоронэкспорта» можновспомнить разве что освоение «ЛадыПриора». На самом деле эта модель –наследие еще старой команды. Затоновая договорилась с канадской компанией «Магна» о разработке платформыдля модели класса С и постройкев Тольятти дополнительных мощностейна 440 тыс. машин в год. Правда, потомоказалось, что машина будет стоить, какзарубежные аналоги, и проект благополучно свернули.В феврале 2008 года блокирующий пакет акций был продан французскому концерну «Рено» за 1 млрд.долларов. Деньги заводу не достались,а пошли на выкуп акций. По итогам сделки они распределились так:«Ростехнологии» (куда вошел «Рособоронэкспорт»), «Тройка Диалог»(один из крупнейших акционеровк тому моменту) и «Рено» получилипо 25% акций, остальные бумаги остались в свободном обращении.Но тут в мире разбушевался экономический кризис – и АВТОВАЗ Конвейер «Калины» позволяет выпускать до 220 тыс. машин в год, но пока загружен далеконе полностью.За рулем 01/2013 179176-180_VAZ12.indd 17930.11.2012 14:00:35 РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА| ИСТОРИЯАВТОВАЗ Стилистика будущих моделей, как обещают, будет выдержана в духе концепта «ЛадаХ-Ray», созданного Стивом Маттином –бывшим шеф-дизайнером «Вольво»и «Мерседес-Бенца». Трехдверная «Калина» в серию не пошла:четвертый в семействе кузов посчиталилишним.получил сполна за бездарное управление последних лет. Продажи упаливдвое, завод оказался на грани банкротства. В начале весны 2009 годаконвейер останавливался уженесколько раз, а долг предприятияперед государством и поставщикамидостиг 14 млрд. рублей. Для спасенияАВТОВАЗа правительство выделилобеспроцентную ссуду в 25 млрд.рублей сроком на год. Срочно былипридуманы две государственные программы – субсидирование процентныхставок по автокредитам и утилизация. Но все равно пришлось пойтина жесткие меры экономии, сокративполовину сотрудников завода. Этой«чести» – провести непопулярныереформы, чтобы вытянуть предприятиеиз кризиса, – удостоили новую командууправленцев во главе с Игорем Комаровым (подробнее – ЗР, 2011, № 9).«Лада». Последней из своих стала«Гранта», по максимуму использовавшая калиновскую платформу. Но совершенно иные стандарты качествадолжны задать модели альянса «РеноНиссан». Первыми стали «Лада-Ларгус»и «Ниссан-Алмера» – обе вырослииз «Рено-Логан». Сам «Логан» тожев скором времени объявится в Тольятти,но уже в новом обличье. А ещес 2014 года здесь начнут собирать оригинальные бюджетные модели возрожденной марки «Датсун». Говорят, в основуляжет все та же калино-грантовскаяплатформа, признанная иностраннымипартнерами вполне перспективной.В планах также освоение французскихдвигателей и коробок передач.Закономерный итог – вера альянса«Рено-Ниссан» в будущее российского завода. Недаром зарубежныепартнеры готовы купить контрольный ВАЗ-2116, выросший из «Проекта С»,собрали в нескольких экземплярах.пакет АВТОВАЗа. При этом онидополнительно инвестируют около750 млн. долларов, а «Ростехнологии»проведут реструктуризацию долгана выгодных условиях. Таким образом,«Рено-Ниссан» получит 67,13% акцийсовместного предприятия, котороебудет контролировать 74,5% АВТОВАЗа. Завершение сделки намеченона следующий год.Похоже, теперь у автогигантанеплохие перспективы. Хотя за покупателя сегодня надо бороться, ведь выбору него огромный. ВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ НА АВТОВАЗе в 1991–2011 годахСЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ?Итак, крупнейший российский автозавод выжил, сейчас приносит прибыльи исправно рассчитывается по долгам.С помощью французских партнеровон подтягивает качество продукции,отсеивает ненадежных поставщикови ставит на конвейер новые модели.Причем уже не только под маркой180 За рулем 01/2013176-180_VAZ12.indd 18030.11.2012 14:00:37