КЛАССИКИГАЗ-21 «ВОЛГА»БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕМАСТЕРСПОРТАБЕЛЫЙ ВЕРХ, ЧЕРНЫЙ НИЗТрудно представить себе автомобиль, менее приспособленныйдля гонок, чем 21-я «Волга».Правда, в годы ее молодостив мире было немало похожих седанов – вальяжных и просторных.Но на гоночные трассы выводили их крайне редко. В СССР же«волги» соревновались не толькодруг с другом, но и с «москвичами», а на международных ралливстречались даже с заточеннымиЭто вовсе не попытка войтив давно утекшую реку,а материализация желания понятьмашины полувековойдавности и тех, кто на них ездил.Сергей Канунников за рулем«Волги» приобщился к историисоветского автоспорта.Фото Константина Якубова.исключительно под скоростьспорткупе. Те, кто застал отечественные гонки на 21-х, никогдане забудут захватывающего зрелища: визг шин, крены, глубокиезаносы...Моя машина идет почти так же,ведь подвеска здесь стандартная,хотя амортизаторы явно жестчесерийных. Зато легкий и огромный руль только успевай вращать.А ведь режим у нас тренировочный, совсем не характерный длясражений настоящих гонщиков1960-х, которые в «мирной» жизнибыли обычными водителями, таксистами, испытателями.Зимой 1964-го два«москвича-403» и три «волги»въехали в Монако – столицумирового автоспорта. ГАЗ-М-21были окрашены в цвета, ставшиена некоторое время фирменнымигазовскими для зарубежных соревнований. Немного напоминаетшкольную физкультурную форму,214 За рулем 01/2013214-218_Volga.indd 21430.11.2012 14:09:29 но «волги» в ней смотрятся вполнеблагородно.На «волгах» на Ралли МонтеКарло приехали экипажи Васькович – Добровольский (сынзнаменитого газовского фотографа), Мосолов – Дегтяреви Тенишев – Дмитриевский. Стартовали из Минска, который входилв список городов традиционногодля этого соревнования «звездного сбора». На крышах стоялифары-искатели, ими управлялиштурманы. Чуть ли не впервыеприменили ремни безопасности,на двух машинах – даже импортные спортивные сиденья. В остальном 21-е были практически серийными. Даже зимние шины купилитолько в Реймсе.Чтобы меньше тратить валюты,в багажники поставили 150-литровые баки. Куда возможно, распихали запчасти и инструмент. Дажеснятые заводские шины взялис собой – начальство приказалоничего не бросать. Соперники,видя все это, крутили пальцему виска. Как с такой нагрузкой русские собирались гоняться в горах,они не понимали, – ведь тянутьпоклажу предстояло обычному80-сильному мотору. К слову,у победившего в тот год «МиниКупер» Падди Хопкирка, которыйстартовал вместе с нашими из Минска, на каждую лошадиную силуприходилось 10 кг снаряженноймассы, а у «Волги» – 17 кг.За рулем 01/2013 215214-218_Volga.indd 21530.11.2012 13:43:31 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ-21 «ВОЛГА»ВОЛЯ К «ВОЛГЕ»Эта «Волга» из числа четырех, что подготовлены в Латвии уже в наше времяв соответствии с требованиями исторического Ралли Монте-Карло. Туда допускают лишь автомобили, которые хотьраз участвовали в легендарном соревновании. Машины, в общем-то, недалеко уехали от прототипов из середины1960-х. Правда, мотор форсировалидо 112 л.с., а коробка передач от «двадцатьчетверки» – четырехступенчатая,с рычагом в полу. Тормоза родные,барабанные, но с гидроусилителем.Плюс современные гоночные сиденья,ремни и средства безопасности. Воти все изменения в «волгах», стартовавших в начале прошлого года в числепочти 300 участников ретроралли.Управляемость осталась прежней, да и коробку передач, из чегоее ни собирай, лучше не насиловатьи переключаться аккуратней.От перегрева барабанные тормоза,по словам участников ралли, спасалснег. Хотя для охлаждения сделалинебольшие прорези в колесных дискахи барабанах.«Волгу» можно много в чем обвинять, но она – честная. Ведет себяпо классическим заднеприводнымканонам. И расслабляться не дает. Красивый занос всегда может закончитьсяразбалтыванием кормы даже на сухойтрассе, а ведь в горах близ МонтеКарло обычны снег и лед. Что ж, характер у спортсменов, как правило, непростой. А ГАЗ-21, как ни крути, достоинзвания заслуженного мастера спорта.216 За рулем 01/2013214-218_Volga.indd 21630.11.2012 14:09:44 Кольцо звукового сигнала сняли: без негоудобней быстро крутить баранку. Рычагчетырехступенчатой коробки – в полу. Основные водительские приборы –родные.ПО СТАРОЙ ЛЕГЕНДЕВ 1964-м ни одна из советских машинне получила финального зачета –не уложились в норму времени. На следующий год в Монте-Карло вместес двумя «москвичами» вновь приехалидве «волги» с экипажами Карамышев – Циммерман и Мосолов – Добровольский. Ни один экипаж дистанциюне закончил. С тех пор советские гонщики в Монако не ездили.Не стоит винить наших спортсменов, инженеров и даже руководителей Систему отопления и вентиляции тожене меняли. Топит, кстати, довольно жарко,вентилирует – не очень.автоспорта. Они делали все, что могли.Водители и штурманы, которые ехалив трениках с оттянутыми коленкамии повергали в изумление персоналевропейских заправок, требуя копиичеков (так, несмотря на график ралли,приказало начальство!), боролисьс зарубежными асами, горными заснеженными дорогами и собственнымимашинами, выкладываясь на все сто.Руководители тоже хотели как лучше.Просто и те и другие жили в совсемдругом мире. Никаких современных GPS-навигаторов!Штурманские приборы отлично гармонируютс машиной и с духом исторического ралли.«Волги» еще несколько раз выезжали на международные состязания.Самым успешным стало выступление Карамышева и Добровольскогона шведском «Полуночном солнце»в 1964-м. Но лучший результат – 16-еместо в абсолюте на ралли «Тысячаозер» – привез еще в 1962 году одинфинский экипаж, выбравший «Волгу».Кстати, на марафон Лондон – Сиднейв 1968-м поначалу тоже планировалипослать «волги». Посчитали, что ГАЗ21 куда крепче и выносливей совсемЗа рулем 01/2013 217214-218_Volga.indd 21730.11.2012 13:53:04 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕГАЗ-21 «ВОЛГА»ОЛЕНЬ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ«Волгу» ГАЗ-21 (до начала 1960-х – М-21)выпускали в 1956–1970 гг. Самые первыемашины комплектовали нижнеклапанныммотором мощностью 65 л.с., затем новымверхнеклапанным в 70, а позднее – 75 л.с.Экспортные версии оснащали агрегатамимощностью 80–85 л.с., с увеличенной степенью сжатия. Около 700 машин сделалис автоматической коробкой, остальные –с трехступенчатой механической. «Волги»участвовали в ралли, кольцевых гонках, зимних заездах на ипподромах. Моторы спортивных машин форсировали примерно до 100 л.с.Среди заводских модификаций былитакси, универсалы ГАЗ-22, санитарныемашины, ГАЗ-23 с мотором V8 от «Чайки»для спецслужб; ремзаводы строили пикапыиз отходивших свое легковых авто. В спортивных клубах, таксопарках, мастерскихстроили множество спортивных и гоночныхмашин на узлах 21-й. Всего на ГАЗе изготовили 638 875 экземпляров ГАЗ-21 и модификаций. Историческое Ралли Монте-Карло – соревнование международного уровня, поэтомусовременные сиденья и ремни там обязательны. В багажнике – набор для серьезного зимнего ралли.нового тогда «Москвича-412». Но таккак экспортный потенциал «Волги»был исчерпан, отрядили все-такиболее перспективные «москвичи». Затово всесоюзных соревнованиях 21-ена радость зрителям участвовали аждо середины 1970-х.Спустя почти полвека выступлениеГАЗ-21 в Монте-Карло оказалось кудауспешней. Все четыре машины RussianRacing Team дошли до финиша. Лучшийрезультат – 95-е место среди 214 финишировавших экипажей.Могли ли предполагать те, кто велсвои 21-е по этим горам в середине1960-х, что через 48 лет такой же путьна таких же машинах проделают ихнеугомонные потомки. Вряд ли. Но имэто наверняка понравилось бы...Редакция благодарит командуRussian Racing Team, Яниса Межмансаи Ивана Канюку за предоставленныйавтомобиль, Нормунда Ладздиньшаза помощь в организации съемки.218 За рулем 01/2013214-218_Volga.indd 21830.11.2012 14:09:58