В погоне за газами
Процедура измерения токсичности выхлопных газов давно отработана. Автомобиль загоняют на стенд с беговыми барабанами, надевают на выхлопную трубу гофрированный шланг и, пока мотор работает по определенному циклу, анализируют состав газов "на выдохе". В исследовательском центре "Форда" в Аахене (Германия) усомнились в адекватности полученных таким способом результатов реальным выбросам на городских улицах.
В лаборатории взятую пробу перед измерением разбавляют абсолютно чистым фильтрованным воздухом, а ведь в атмосфере всегда есть примеси - хотя бы выхлопных газов от других автомобилей. Вещества взаимодействуют, частично разлагаются, а микрочастицы сажи прилипают к капелькам тумана и также меняют свойства и степень вредности.
Поэтому, как считают исследователи, правильнее было бы проводить измерения непосредственно на дорогах в воздушном шлейфе за испытуемым автомобилем.
Для этого и была создана подвижная лаборатория на базе "Форда-Транзит", в которой охотники за выхлопом следуют за испытуемой машиной и анализируют, чем вокруг "пахнет". Масс-спектрометр позволяет не только сосчитать выброшенные в атмосферу частицы сажи, но и оценить их химический состав.
Первые поездки показали, что результаты по выбросам газов почти не отличаются от лабораторных. А вот частички сажи действительно склонны соединяться с капельками влаги и менять свойства в зависимости от метеоусловий.