Для полного счастья
КТО, КУДА, ЗАЧЕМ
Дорожный полный привод уже перестал быть экзотикой. Отработаны конструкции, среди которых есть вполне традиционные или, наоборот, оригинальные. Здесь многое зависит от расположения двигателя (спереди, сзади, продольно, поперечно), шасси, которое так или иначе приспосабливают к трансмиссии, задач, возлагаемых на автомобиль. В настоящее время большинство автопроизводителей фактически пользуются двумя-тремя схемами, дополняя их фирменными изюминками. Так, в самом распространенном ныне варианте с подключением одного из мостов предусмотрена виско- или электронно-управляемая муфта, которая в доли секунды делает автомобиль полноприводным. Минус – за время ее срабатывания машина все же успевает провернуть основные ведущие колеса. В то же время классика жанра – постоянно задействованные обе оси широко используются приверженцами «спортивных» направлений. Такой полный привод ценят прежде всего за однозначность и прогнозируемость реакций автомобиля. Однако далеко не каждая фирма держит в модельном ряду легковые автомобили со всеми ведущими. Нет их, например, у «Форда», хотя он не одно десятилетие выпускает полноприводные пикапы и вседорожники. Не предлагают (по крайней мере, пока) подобные автомобили те компании, которые на мировом рынке относительно недавно – в первую очередь, это касается корейских производителей.
Полный привод улучшает поведение автомобиля на дороге и в некоторых случаях позволяет лучше реализовать возможности мощного двигателя. Поэтому многие производители прописывают такую трансмиссию для заряженных и спортивных версий. Хотя для законодателей мод в этой области, вроде «Ауди» и «Субару», это еще и фирменный знак.
Иногда, оснащая дорожные модели полным приводом, компании ставят целью расширить их возможности и тем самым повысить интерес покупателей. Например, помимо всех ведущих такие машины получают увеличенный дорожный просвет.
ПЛАТА ПО ПОЛНОЙ
Известно, бесплатного сыра не бывает. Во-первых, версии 4х4 дороже моноприводных близнецов на 10–15%, причем машины с полным приводом в простых комплектациях обычно не продают. Но переплачивать придется не только при покупке. Какой бы современной и умной ни была конструкция, аппетит у машины со всеми ведущими колесами будет, безусловно, лучше. Да и обслуживать ее обычно дороже. Улучшая управляемость и устойчивость на дороге, полный привод понижает отдельные показатели. Например, версии 4х4 проигрывают моноприводным в «максималке».
И еще один важный момент, о котором стоит помнить. Автомобили с четырьмя ведущими действительно послушнее, но до определенного момента – если переусердствуете, то усмирить вышедшую из повиновения машину будет сложнее, чем обычную – с приводом на одну ось.
Уже решили, какой автомобиль покупать? Тогда определяйтесь.
Fiat Panda 4х4
1,2 л, 60 л.с.
$19 500
Вернувшийся после долгого перерыва на наш рынок ФИАТ предлагает один из самых маленьких полноприводных автомобильчиков. На сухом асфальте «Панда» ведет себя как обычная переднеприводная машина, но стоит колесам забуксовать, чуткая вискомуфта передает часть крутящего момента на заднюю ось. Как опцию предлагают электронную блокировку заднего дифференциала. Любителей съехать с асфальта порадует увеличенный до 165 мм дорожный просвет (кстати, это расстояние до защиты двигателя). У нас полноприводную «Панду» продают в комплектации «Климбинг» с характерным пластиковым обвесом. Упакован итальянский «мишка» небедно – усилитель руля, стекла, замки и зеркала с электроприводами, кондиционер, фронтальные подушки, ABS. Однако и цена немалая – почти 20 тыс. долларов за 60-сильный хэтчбек малого класса.
Suzuki Ignis 4х4
1,5 л, 99 л.с.
$17 100
Среди модификаций японского автомобиля, близкого по размерам к «Панде», тоже присутствует 4х4. Кстати, и схема полного привода одинаковая с «итальянкой» – задние колеса при необходимости подключает вискомуфта. Только в схожей комплектации – кондиционер, водительское сиденье регулируется по высоте, дуги на крыше для установки багажника, ABS и электроусилитель руля – цена «Игниса» почти на 2,5 тыс. долларов ниже. Да и под капотом не 1200 «кубиков», а полуторалитровый мотор, выдающий 99 л.с. Приятная цифра для того, кто желает сэкономить на уплате налогов. Кроме того, фронтальные подушки для водителя и переднего пассажира в «Игнисе» дополнены боковыми.
Audi A3 ЗР, 2004, № 3
2,0–3,2 л, 200–250 л.с., дизель 2,0 л, 140 л.с.
$37 467–61 246
В гольф-классе считанные модели могут похвастать полным приводом. Естественно, идеолог дорожного 4х4 – фирма «Ауди» на особом счету. На A3 с приставкой «кватро» крутящий момент между передними и задними колесами распределяет многодисковое «электронное» сцепление «Халдекс». На «трешку» предлагают три двигателя: бензиновые – «шестерку» объемом 3,2 л или 2-литровый с непосредственным впрыском и турбонаддувом и 140-сильный дизель. Нацелившимся на модификацию с V6 предстоит выбрать еще и коробку: 6-ступенчатая «механика» или автоматическая DSG. Кроме того, два варианта кузова – трехдверный хэтчбек или пятидверный «спортбек». Последний дороже примерно на 800–1000 долларов. Комплектация достойная автомобиля «премиум-класса»: фронтальные и боковые подушки, климат-контроль и еще целый набор латинских аббревиатур, в которых зашифрованы названия электронных систем.
Skoda Octavia COMBI 4х4
ЗР, 2005, № 1
2,0 л, 150 л.с., дизель 1,9 л, 105 л.с.
$32 690–33 090
«Шкода Октавия 4х4» построена на платформе «Фольксвагена-Гольф» пятого поколения, а потому и конструкция полного привода у этих машин одинаковая. Большую часть времени автомобиль переднеприводный, а при необходимости момент на задние колеса перераспределяет многодисковое сцепление «Халдекс», которым управляют электронные «мозги». Выбор двигателей у полноприводной «Октавии» небогатый, но логичный – 1,9-литровый дизель и 2-литровый FSI c непосредственным впрыском. Коробка, правда, единственная – 6-ступенчатая механическая. У нас продают только полноприводные универсалы, которые, кстати, неплохо укомплектованы – полный набор электронных систем безопасности, подушка (правда, только водительская), климат-контроль, зеркала и стекла с электроприводами.
Volvo S40 AWD ЗР, 2005, № 6
2,5 л, 220 л.с.
$39 900–50 500
Младшему из шведской семьи разрешают примерять полноприводную трансмиссию только с самым мощным для этой модели мотором – бензиновым 2,5 л турбо. За распределением моментов по осям следит электроника, управляющая муфтой. В самом дешевом варианте устанавливают 6-ступенчатую «механику», не желаете перебирать передачи – доплатите за 5-ступенчатый «автомат». В стандартной комплектации – подушки, кондиционер, полный электропакет, сиденья с подогревом, сигнализация и иммобилайзер. Хотите больше безопасности, закажите пакет опций за $1800, в который входит система стабилизации, интегрированные детские сиденья «Изофикс». Кроме того, можете выбрать версии и побогаче.
Mazda 6 MPS ЗР, 2006, № 4
2,3 л, 260 л.с.
$42 300
Из всех «шестерок» только у заряженной версии MPS четыре ведущих колеса. И то в обычных условиях вся тяга идет на передние, и лишь при необходимости умная электроника (система оценивает, например, такие параметры, как угол поворота руля или обороты двигателя) может отдать до половины крутящего момента назад. Распределить усилие между задними колесами помогает дифференциал повышенного трения, а также электронная система стабилизации DSC. Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском – единственный агрегат. Нет альтернативы и 6-ступенчатой механической коробке. В базовой комплектации – все: от ксеноновых фар, круиз-контроля, водительского сиденья с электроприводом и памятью до дистанционного управления замками и стеклоподъемниками и шести подушек безопасности.
Mitsubishi Lancer EVO IX
2,0 л, 280 л.с.
$46 750
Совсем недавно на российском рынке появилась новая заряженная версия «Лансера». Облегченный кузов, 2-литровый двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха, специально настроенная спортивная подвеска и, естественно, интеллектуальная полноприводная трансмиссия All Wheel Control с активными межосевым и задним дифференциалами и самоблокирующимся передним. Эти и другие индивидуальные черты сделали из послушной лошадки норовистого скакуна, укротить которого под силу только опытному наезднику. Хотя по набору различного оборудования «девятая эволюция» ближе к обычными «лансерам», чем к специальным спорткарам.
BMW SERIE 3 X ЗР, 2005, № 6
2,5–3,0 л, 218–258 л.с., дизель 3,0 л, 231 л.с.
Є39 300–59 200 ($50 300–75 800)
Отличительная особенность всех БМВ в варианте 4х4 – буква Х в индексе. На автомобилях установлена система полного привода xDrive – при обычном движении 60% крутящего момента приходится на задние колеса, а остальные 40% – на передние. При пробуксовке многодисковое сцепление с электронным управлением перебрасывает часть тяги на ту или другую ось. Из БМВ третьей серии такую трансмиссию устанавливают на бензиновые 325Xi и 330Xi, а также дизельную 330Xd. Базовое оснащение не даст владельцу почувствовать себя обделенным, но если оно покажется недостаточным, то к вашим услугам пакеты с дополнительным оборудованием стоимостью от 3900 до 14 300 евро. Любителям универсалов предложат полноприводные версии Touring – «трешки» в таких кузовах дороже седанов в схожих комплектациях примерно на 2–3 тыс. евро.
MERCEDES-BENZ C-KLASSE 4MATIC ЗР, 2005, № 6
3,0–3,5 л, 231–272 л.с.
Є41 500–49 600 ($53 120–63 488)
Полноприводные «мерседес-бенцы» носят имя 4matic. Из самых маленьких седанов такие шильдики примеряют модели C280 и С350 с моторами 3,0 и 3,5 л соответственно. Как и у «баварца», в нормальных условиях на переднюю ось приходится 40% крутящего момента, а назад – оставшиеся 60%. Когда нужно, электроника изменит это соотношение. К этим полноприводным трансмиссиям приписаны 5-ступенчатые «автоматы». Даже в простой комплектации «Классик» – шесть подушек, климат-контроль «Терматик», круиз-контроль, прочие вещи, повышающие комфорт и безопасность. Можно заказать более дорогие версии «Элеганс» и «Авангард», а на оставшиеся деньги набрать из объемного списка дополнительное оборудование. Полноприводные трансмиссии устанавливают и на универсалы, которые в среднем на 2 тыс. долларов дороже седанов.
ЗР, 2004, № 1
3,2–6,0 л, 241–450 л.с.
$77 409–137 933
Все автомобили «Фольксваген» представительского класса, продающиеся в России, – полноприводные. Крутящий момент распределяется постоянно на все колеса, а при необходимости соотношение между передней и задней осью изменяет межосевой дифференциал «Торсен». Кроме того, роль межколесных дифференциалов выполняет электроника, которая подтормаживает пробуксовывающие колеса. В гамме двигателей – бензиновые V6, V8 и даже W12, работающие с 6-ступенчатыми «автоматическими» коробками «Типтроник». Для особо важных персон предлагают четырехместные версии (сзади индивидуальные кресла) и «фаэтоны» с удлиненной базой, которые на 6–8 тыс. долларов дороже обычных. Даже в минимальной комплектации – четырехзонный климат-контроль, дорогая аудиосистема, комплект подушек безопасности (в том числе и для задних пассажиров).