Мерзлявый
Французских кровей
На улице –24оС, но бодрый голосок стартера вмиг разбудил двигатель и ровное урчание настроило на оптимистический лад – ну что, покатаемся?! Однако аплодисменты иранский гость услышать не успел, поскольку тут же стало ясно, что моторное масло – единственное из залитого в машину по погоде. При попытке отпустить сцепление движок отвечает натужным гулом, будто его подключили к тормозному стенду, а двигая рычагом КП, впору подумать, что какой-то шутник добавил в картер коробки столярного клея…
С бордюра на мостовую съезжаю словно с деревяшками вместо амортизаторов – масло в них загустело и стоит колом. Электростеклоподъемники только постукивают, отказываясь опускать примерзшие стекла, а стрелка указателя температуры двигателя маячит около нуля и спустя полчаса после пуска мотора… Похоже, иранский конь, а именно так переводится с фарси Samand, на русском морозе озяб до окоченения. Но постепенно в салоне потеплело, подвеска «пообмялась», рулевое стало поживее, и повадки жеребца все больше и больше выдавали его благородное французское происхождение. Он беззвучно пропускал под колесами ледяные шишки и трамвайные рельсы, четко прописывал виражи, радуя упругой тягой руля в среднюю точку и вполне адекватными для экзотической марки тормозами – ни тебе резкого прикуса, ни, наоборот, тупости. Конечно, сравнивать его способности с поведением современных Peugeot было бы некорректно, но в своей ценовой группе Samand в грязь лицом не ударит – конкуренты, как правило, ездят хуже.
А что двигатель? Собственно, он и стал поводом снова взять на тест Samand. Вместо старинного 8-клапанного 1,8-литрового, что был у прародителя – Peugeot 405, здесь 16-клапанный объемом 1,6 л – почти такой же французы ставят на свои новейшие модели. Потеря 200 кубиков обернулась прибавкой 10 л.с., причем субъективно Samand не проиграл по тяге и в первой половине шкалы тахометра – реакция на подачу газа хороша и с 2000 об/мин. Ну а если накрутить еще тысячу, иранский жеребец аж грязь кидает из-под копыт! Время разгона до сотни сократилось почти на секунду – это уже объективно. Как и, увы, подросшая на $750 по сравнению с 1,8-литровой версией Lx цена. Последнее чревато потерей части покупателей, ведь те же $15 000 стоит Almera Classic – она даже чуть длиннее, а по характеристикам двигателя и оснащению почти не уступает «иранцу». И всего на тысячу у.е. дороже обойдется Ford Focus в оптимальной комплектации – автомобиль, опережающий Samand в развитии лет на двадцать…
«Шах расписался в полном неумении…»
К полудню машина пообтряслась на колдобинах настолько, что ледок на замке багажника тронулся, и я впервые заглянул в этот 500-литровый трюм. Обнаружив там пластиковую бутылку с антифризом, насторожился – неужели течет? Заботливость хозяев машины оказалась ненапрасной: мотор терял охлаждающую жидкость со скоростью примерно 3 литра на 100 км. Причем довольно неравномерно. То ездишь-ездишь, и вроде почти не уходит, а иногда припаркуешься на пять минут, придешь – а под машиной лужа. Похоже, где-то плохо затянут хомут, и драгоценная влага тоненьким ручейком уходит в землю. Прикончив запас, я понемножку докупал антифриз.
А еще весь день донимала штатная сигнализация: орет противным голосом дешевых китайских сирен, что ставили на «Жигули» в середине девяностых. Пока мотор работает – молчит. Заглушил – воет без устали. Возможно, система настроена слишком чутко или от измороси капризничают концевики – иногда помогало бешеное хлопанье дверьми по кругу или просто тряска на брусчатке. Надеюсь, на машине реального покупателя, прошедшей предпродажную подготовку, такого не будет. А мне даже ключика от сирены не дали – так и мучился. Вообще, иранцы явно перестарались в борьбе с криминалом.
Дабы создать угонщикам проблемы, они защитили двигатель 23-значным (!) номером – N6A10CTZUPSA13985000027, не совпадающим с VIN. Очень предусмотрительно, особенно если вспомнить, что в Америке понятия «номер двигателя» не существует вовсе…
Надвигаются сумерки, пора домой. Когда остался какой-нибудь километр, как назло, попал в пробку, перечеркнувшую все мои расчеты по расходу антифриза. Последний раз доливал давно – больше часа прошло, а в запасе ни капли. И – о ужас! – из печки повеяло холодом! Первый признак критического падения уровня жидкости. А я зажат посреди широченного проспекта, кругом одни бутики, и живительной влаги взять неоткуда. Вот и лампочка перегрева загорелась, теперь осталось только ждать гейзера из-под капота… Ползу «шепотом», почти не давя на газ, чтобы поменьше нагревать мотор, нервы на пределе.
Только бы дотянуть! В целости и сохранности! Последний поворот, заруливаю на стоянку, глушу… Порыв ветра в распахнутую дверь показался нежным, как поцелуй невесты, дуновением. Я шел к метро – как мало порой нужно человеку для счастья! Всего лишь стать пешеходом.
Ужасный сценарий? И вполне правдоподобный. Но можно поступить гораздо предусмотрительнее: после покупки машины вспомнить «москвичовскую» молодость и, перед тем как отправляться в путь, все проверить, перебрать, подтянуть. Можно самому, а можно попросить это сделать на сервисе, и тогда апокалиптические сценарии обойдут вас стороной. И вы, сидя за рулем, будете смотреть, как, ежась под порывами ветра, люди идут к метро, и думать о том, как мало надо человеку для счастья! Всего лишь не быть пешеходом.