Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Новое время Владимира Джанибекова

Новое время Владимира Джанибекова
Полная версия

ГЗР: Владимир Александрович, расскажите, как пришла идея создания часов «Космонавигатор».

В.А.: Если посмотреть на проекцию траектории космического аппарата, летающего над Землей, она похожа на синусоиду, и каждый следующий виток смещен относительно предыдущего. Период обращения космического аппарата, то есть время, за которое он совершает оборот вокруг нашей планеты, примерно 90 минут. Исходя из этих данных и зная начальное время, можно рассчитать, над какой частью Земли в какой момент времени находится космический аппарат. Идея этих часов состоит в том, чтобы, взглянув на циферблат, можно было бы сразу определить, где сейчас космический корабль. Для этого я придумал специальный лимб, сектора которого окрашены в разные цвета, обозначающие континенты: Европа и Россия – красный, Азия – желтый, Африка – черный, Австралия и Новая Зеландия – зеленый, Северная Америка – синий, Южная – оранжевый, а океаны и моря, естественно, голубые. Лимб можно выставить, зная начальные условия, и потом, в процессе полета, следить за местоположением.

ГЗР: Но ведь период обращения зависит от высоты полета?

Конечно, и «Космонавигатор» по этой причине имеет определенную погрешность. Мы вручаем экипажам космических кораблей такие часы перед полетом, но это скорее сувенир, который космонавты потом, например, дарят своим знакомым. Тем не менее их семьи вполне могут по этим часам следить, где они сейчас летят, да и в Центре управления полетами персонал может пользоваться часами, так сказать, в первом приближении. Есть мысли создать более точный прибор, который можно было бы регулировать в зависимости от периода обращения, и он бы работал очень точно. Но это нелегкая задача для часовщиков, получается сложный и дорогой механизм, и такие вещи стоит делать уже под конкретного заказчика, который все это оплатит.

ГЗР: Стоит ли тогда овчинка выделки, ведь электроника с такими расчетами справляется элементарно?

Конечно, но только не в космосе. Дело в том, что космический аппарат постоянно пронизывают частицы с высокой энергией. Если такая частица пролетает сквозь микросхему, то выводит ее из строя. В одном из полетов у насс напарником были электронные часы, у меня советские, у него японские, они тогда еще только появились. И те и другие через месяц перестали работать. Да и батарейки из-за воздействия этих частиц быстро разряжаются, больше месяца не выдерживают, а запасные, как вы понимаете, не возьмешь, потому что они за тот же месяц придут в негодность. На станции «Салют-7» был целый склад из умерших ноутбуков, их там лежало штук около тридцати. Поэтому на космических кораблях все на простых реле и механике, им частицы высокой энергии не страшны.

ГЗР: А космонавтам?

Тоже, конечно, достается. Особенно неприятно, когда эта частица пролетает сквозь глаз. Ощущение такое, что вплотную к глазу, заметьте, открытому, сработала фотовспышка – после этого минимум полминуты ничего не видишь. Представьте себе, ложишься спать, а тут тебе несколько вспышек по глазам. И уже без таблетки не уснешь. Бывает, если частица особенно «удачно» пролетает сквозь головной мозг, стирается вся кратковременная память. То есть что было вчера, ты помнишь, а что ты делал сегодня – забыл напрочь. Поэтому надо все записывать, вести дневники, фиксируя происходящее.

ГЗР: Раз уж мы перешли к здоровью, расскажите и про вторую свою разработку, часы «Биоритм».

Давным-давно известно, что все органы человека живут по некоему ритму, сменяя активные и пассивные фазы. Это еще древняя китайская медицина установила. И, что интересно, даже если человек переезжает, например, из России в Америку и живет там много лет, его биоритм практически не смещается, ну максимум на один час. А вот что будет, если мы оторвемся от земных ритмов, сейчас ведь готовятся лунная и марсианская экспедиции? Этого никто не знает. Да и вообще, как использовать смену активности наших органов, как подстроить свой образ жизни под биоритм, пока не особенно понятно. На этот счет очень мало информации. Получается, что за несколько тысяч лет человечество не очень далеко продвинулось в этом вопросе. Наверное, и потому, что никто особенно над ним не задумывался. Вот и пришла мне в голову мысль сделать часы, которые бы указывали, какой орган когда у нас активен, а какой пассивен. Может быть, такой своего рода сувенир как раз и сподвигнет кого-нибудь всерьез заняться вопросом биоритмов человека, и будет от этого польза. Словом, получилась такая загадка, головоломка, повод к размышлению. Ну и часы, разумеется.

ГЗР: Владимир Александрович, не могу удержаться от вопроса на автомобильную тему: что думают космонавты, люди, быстрее которых никто в пространстве не перемещался, об автомобилях и дорогах?

Вы знаете, я люблю повторять, что дорога не космос. В том смысле, что опасностей на ней, на мой взгляд, подстерегает даже больше. Я за свою жизнь сменил немало автомобилей, все отечественные, сейчас езжу на «Ниве». Конечно, есть к ним претензии по эргономике, комфорту. В прошлом году едва не получил в пробке тепловой удар. Хорошо, что всегда вожу с собой запас воды, это и спасло. Сейчас вот думаю поменять «Ниву» на иномарку, более комфортабельную. Подбираю себе небольшой внедорожник: этот класс машин мне больше всего нравится своей универсальностью и удобством посадки-высадки, не нужно гнуться в три погибели. Что же касается опасностей, то у меня, например, за рулем автомобиля и за штурвалом самолета было, представьте себе, тринадцать аварий и происшествий. Об одной из них, когда КамАЗ расплющил мой «жигуленок» практически в лепешку, накрыв его своим прицепом, даже писал журнал «За рулем». А все полеты в космос прошли более-менее штатно. Так что хотел бы призвать всех участников движения относиться к безопасности на дороге очень серьезно и внимательно, дорога безалаберного и легкомысленного отношения не простит.

Подпишитесь на «За рулем» в

16.04.2007
Поделиться: