Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Один из партии

Rolls-Royce для Ленина.
Полная версия

Будущий вождь мирового пролетариата впервые близко познакомился с RollsRoyce в 1910 году: французский аристократ сбил Ленина, когда тот катался на велосипеде по Парижу. Отделавшийся легким испугом Ильич подал в суд на лихача. Вот как он описал ДТП в письме к своей сестре Маняше: «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката... Надеюсь выиграть».

Судебный иск выпускник юрфака Санкт-Петербургского университета выиграл, о чем радостно писал в следующем письме: «Погода стоит такая хорошая, что я собираюсь взяться снова за велосипед, благо процесс я выиграл и скоро должен получить деньги с хозяина автомобиля». И кто знает, как пошла бы история, если бы вождь не успел соскочить с велосипеда.

Наследники царизма

В России марка Rolls-Royce появилась еще до революции. В 1913 году в Санкт-Петербурге английская фирма открыла представительство, расположив отделение «Ролльсройсъ-Петроградъ» на Английской набережной, 62, в самом центре имперской столицы. Петербургские аристократы и буржуа охотно покупали «торпедо» и «ландо» с Серебряной Леди на капоте. Один лимузин был даже у государя императора Николая Второго, который слыл заядлым автомобилистом и имел самый большой личный гараж среди европейских монархов.

В феврале 1917 года весь царский автопарк перешел в пользование министров Временного правительства, а в октябре того же года, когда свершилось то, о чем так долго говорили большевики, – к вождям революции. В распоряжение самого главного вождя попали лучшие автомобили: Turcat-Mery 28, DelaunayBelleville 45 и лимузин Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost, который когда-то особенно любила императрица Александра Федоровна. Эти автомобили возили Ленина и после переезда правительства в Москву. В 1919 году в распоряжении автобазы Совнаркома были два RollsRoyce: один (№ 3) закреплен за Лениным, другой (№ 4) – за Троцким. Но со временем это «тяжелое наследие царского режима» обветшало и пришло в негодность. Тогда и решили закупить для гаража новые автомобили в Англии – единственной европейской стране, с которой у правительства большевиков были налажены дипломатические отношения.

Есть такая партия

В начале 1921 года в Лондоне советская торговая делегация во главе с Леонидом Красиным заключила сделку века – подписала договор о покупке 70 автомобилей Rolls-Royce. Единовременно столько автомобилей еще не покупал никто и никогда! Но случилось непредвиденное: Россию охватил голод, и тратить миллионы на десятки Rolls-Royce большевики не решились. Сделку немедленно пересмотрели – часть денег направили на закупку продовольствия. К концу года Rolls-Royce в гараже Совнаркома было уже 13. И среди них два автомобиля, которыми пользовался сам Владимир Ильич.

Первый – Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle c кузовом «торпедо» фирмы Barker, второй – Silver Ghost Continental c полугусеничным движителем Кегресса, которым автомобиль оснастили на Путиловском заводе. Эти автосани – как тогда называли полугусеничные автомобили – служили Ленину для зимних поездок. За несколько зим машина прошла 8000 миль.

Открытым Rolls-Royce вождь пользовался в теплое время года. На нем Ленин совершил свою последнюю поездку в октябре 1923 года, когда вместе с М.И. Ульяновой и Н.К. Крупской посетил Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку в Москве. Тогда же он в последний раз побывал в своем кремлевском кабинете, и вечером Rolls-Royce умчал его обратно в Горки.

Сохранить навеки

После смерти вождя судьбы его автомобилей сложились по-разному. Автосани так и остались в Горках. Там машина стоит до сих пор, в музейной тишине, почти в первозданном виде. Почти только потому, что небольшая реставрация все-таки была. В 1984 году специалисты ЗИЛа осмотрели мотор, заменили патрубки системы охлаждения, изготовили заново всю электропроводку. Привели в порядок кузов и салон. Двигатель даже завели, хотя после смерти хозяина автомобиль никогда и никуда не выезжал – посетители любовались им в гараже. Во время одной из экскурсий кто-то из группы пэтэушников стащил с капота машины вождя фигурку – видимо, Серебряная Леди грела юное комсомольское сердце.

Открытому Rolls-Royce повезло меньше. Его вернули в гараж Совнаркома для «черной» работы, он прослужил разъездной машиной до начала тридцатых годов, когда было решено обновить правительственный автопарк. Ленинский Rolls-Royce списали, и он попал в Крым к председателю керченского рыбколхоза. Тот явно не знал, на чьей машине катается каждый день… В общем, автомобиль, доведенный колхозниками до ручки, уже собирались сдать в металлолом. Если бы не подоспел сталинский указ – собирать и беречь все, что связано с именем Ленина.

В 1939 году останки Rolls-Royce доставили в Горки. На машине стояли двигатель, колеса и крылья от полуторки, самодельный верх и чужие фары. В таком виде автомобиль простоял на ленинской даче до 1957 года, когда его в преддверии юбилея вождя решили отреставрировать. Rolls-Royce перевезли на ЗИЛ и приступили к работам. Для комплектации пришлось искать такие же машины по всей стране. Обнаружили еще три Rolls-Royce, причем один из них в Магадане... Реставрацию закончили в конце 1959 года, и автомобиль своим ходом доехал до музея Ленина на площади Революции в Москве. За отличную работу реставраторам даже хотели дать премию, но гордые рабочие отказались. «Деньги за Ленина? Да вы что! Мы ж готовы были сиденья целовать. На них Ильич сидел! Только потом мы узнали, что Ленин – не вождь мирового пролетариата, а рэкетир мирового масштаба», – говорил много позже один из участников реставрации Александр Ломаков.

Rolls-Royce простоял в музее Ленина до начала девяностых, когда его выкатили оттуда из окна второго этажа и передали на баланс Исторического музея.

Партийная печать

В советское время было принято считать, что оба ленинских Rolls-Royce изготовлены еще до 1917 года и экспроприированы революционно настроенными массами у буржуев, так как факт покупки роскошных авто в тяжелое для страны время вредил образу партии. «Когда смотришь на эту машину, мысленно переносишься на 60 лет назад. Вот она выезжает из кремлевских ворот, на заднем сиденье Ленин. Стремительно мчит по московским улицам, подлетает к заводскому красно-кирпичному зданию – Владимир Ильич направляется на митинг выступать перед рабочими. А вот «Роллс-Ройс» катит по дорогам Подмосковья. Владимир Ильич отдыхает» – в таком стиле было принято писать об автомобилях вождя.

Правда всплыла только во время перестройки. Корреспондент итальянского журнала Ruoteclassiche Джузеппе Дикорато осмотрел оба ленинских Rolls-Royce и провел собственное расследование. Пытливый итальянец выяснил, что оба автомобиля сделаны в 1920–1922 годах и куплены советскими представителями. И тут со страниц прессы понеслось: «Два автомобиля «Роллс-Ройс», на которых возили В.И. Ленина, не были «экспроприированы», а специально заказаны в Англии за огромные деньги» или «Без «Роллс-Ройса» глава советского правительства как бы уже и не считал себя равным остальным повелителям мира». Сенсации превратились в желтоватый трагифарс.

Заветы Ильича

Автомобили Rolls-Royce поступали в правительственный гараж и после смерти их главного почитателя – в распоряжение Сталина, Молотова, Буденного, Ворошилова. Это была уже более совершенная модель Phantom I. Но «дух экстаза» не полюбился новому вождю – Иосиф Виссарионович любил большие мощные 12-цилиндровые Packard. «Американцы» надолго стали фаворитами кремлевского гаража. Только в начале семидесятых для Ильича Второго – Леонида Брежнева – в Англии был заказан Rolls-Royce Silver Shadow.

Сейчас почувствовать себя «немного вождем» может любой состоятельный человек, имеющий в кармане пару сотен тысяч евро – именно столько стоит на европейском рынке аналог ленинского Silver Ghost Alpine Eagle. Таких «торпедо» кузовная фирма Barker выпустила несколько десятков, и те экземпляры, что остались на родине, великолепно сохранились. Сам же подлинник в 2004 году участвовал в открытии экспозиции Rolls-Royce в здании Государственного исторического музея. «Если «Роллс-Ройс» подошел Ленину, он подойдет и гражданам России», – заявил прессе представитель фирмы. Сейчас машина вождя стоит в шоу-руме автосалона «Rolls-Royce Cars Москва» рядом с новейшей моделью Phantom I – клиенты фирмы могут полюбоваться автомобилем, на котором раскатывал «вечно живой».

Подпишитесь на «За рулем» в

16.04.2007
Поделиться: