Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Огнетушители в автомобиле

Огнетушители в автомобиле
Полная версия

1.Предприятие-изготовитель.

2. Огнетушители делятся на пять основных видов: углекислотные, порошковые, аэрозольные, водные и воздушно-пенные. Специально для автотранспорта они не выпускаются, выбирать приходится из общего списка. Владельцы легковых автомобилей обычно останавливаются на первых двух вариантах, реже покупают аэрозольные. Последние отличаются компактностью, яркой внешностью и почти полной неэффективностью. Кроме того, если на наличие углекислотного огнетушителя вместо порошкового инспектор в 99% случаев закроет глаза, то аэрозольный приравнивается к его отсутствию.

Порошковый огнетушитель (маркируется аббревиатурой ОП). Считается универсальным, он тушит все типы горючих материалов. Активное вещество представляет собой тонкодисперсионный порошок, напоминающий обычный стиральный, закачанный под давлением 16–24 атм. При использовании порошок ложится на место возгорания, спекается до твердой корки и прекращает доступ кислорода к месту возгорания. Как часто бывает, плюс оборачивается минусом: после применения приходится приложить немало усилий, чтобы содрать корку, и до посинения пылесосить всевозможные скрытые полости. Дело в том, что порошок очень едкий, и, попадая в труднодоступные места, он начинает разъедать металл, начинается коррозия. Не менее вреден и для органов дыхания.

Углекислотный огнетушитель (ОУ). Заметно уступает по огнетушащим свойствам порошковому. Он не тушит твердые тлеющие вещества, значит, тлеющую проводку или резину придется дотушивать водой, песком или другимиподручнымисредствами. Главная задача такого огнетушителя – сбить пламя. В баллон закачана углекислота CO2 под давлением порядка 55 атм. По сути та же «газировка», она охлаждает очаг до –74ОС и покрывает его снегообразными хлопьями, которые потом моментально испаряются. Поэтому вреда для автомобиля нет никакого, коррозии не будет. Надо лишь не допускать попадания вещества на кожу, чтобы избежать обморожения. Для этого у углекислотных огнетушителей сделан специальный пластиковый раструб.

Аэрозольный огнетушитель. Этот вид можно обнаружить в салонах многих легковушек. Состав огнетушащего вещества – пропилен, водород, азот. Предполагается, что он тушит все типы материалов, но специалисты крайне скептически относятся к широкому ассортименту баллонов, встречающихся на авторынках. Как правило, это жестяные или пластиковые длинные баллоны емкостью от 750 мл до 2 л с привычным распылителем, способные затушить разве что пепельницу или прожженное сигаретой кресло. Отметим, что аэрозольный баллон замерзает при температуре ниже +5ОС (правда, восстанавливается после переморозки), в отличие от ОП и ОУ, рабочий диапазон которых от –40 до +50ОС. Некоторые производители утверждают, что их баллоны выдерживают температуру до –20ОС, но эта цифра вызывает большие сомнения.

3. Объем огнетушащего вещества в литрах. Заметим, что общий объем и объем (масса) огнетушащего вещества (вместимость корпуса) не одно и то же. Так у ОП-2 объем чуть больше 2 л, но масса заряда четко 2 кг, у ОУ-2 объем корпуса вообще 3 л, а масса заряда – 2,1 кг. И углекислотный, и порошковый 2-литровый огнетушитель тушит 1,07 м2 условного возгорания, литровый – 0,66 м2. Меньше двух литров в автомобиле возить не стоит, поскольку специалисты уверены, что меньшим объемом затушить более-менее серьезное возгорание не удастся. Вообще, при покупке огнетушителя всегда встает вопрос сочетания компактности и эффективности. Но очень компактный баллон большую площадь возгорания не потушит. Поэтому не стоит экономить на собственной безопасности, тем более что экономия очень условна: разница между 2-литровым и литровым баллоном составляет всего 50–60 рублей.

4.Классификация по способу вытеснения огнетушащего вещества:

закачные (маркируется З);

газогенерирующие (Г).

В первом случае порошок закачан внутрь баллона под давлением. Порядок применения довольно прост: нужно сорвать пломбу, выдернуть чеку и нажать на рычаг. По сравнению с ними газогенерирующие более медлительные. После выдергивания чеки нужно поднять рычаг до упора и потратить драгоценное время (3–5 секунд) на ожидание: боек должен проколоть колбу с газом, который заполняет корпус и вытесняет порошок.

Контролировать состояние закачных огнетушителей нужно по манометру на корпусе: там три зоны – «норма», «избыток» и «недостаток». Указатель должен быть либо в зеленом, либо в желтом секторе. Правда, манометр может и подвести из-за заводского брака, порошок внутри будет, но не окажется давления, и при использовании огнетушитель лишь фыркнет.

Определить годность газогенерирующего огнетушителя невозможно, манометра-то нет. Сработает или не сработает, проколется колба или нет? Зато даже дотошный гаишник не докопается.

5. Тип пригодных для тушения материалов:

– твердые вещества (маркируется буквой A);

– горючие жидкости (B);

– горючие газы (C);

– электропроводка под напряжением (E).

6. Порядок приведения в действие. Для закачных огнетушителей:

сорвать пломбу;

выдернуть чеку;

нажать на рычаг.

Для газогенерирующих огнетушителей:

сорвать пломбу;

выдернуть чеку;

поднять рычаг до упора;

подождать 3–5 секунд, пока боек проколет колбу с газом;

нажать на рычаг (раструб уже должен быть прикручен и готов к использованию).

7. Дата изготовления. Срок годности порошковых огнетушителей, как и всех остальных типов, 10 лет.

Хранение и обслуживание

Порошковые огнетушители

Интервал перезарядки – раз в два года. Раз в полгода огнетушитель рекомендуется переворачивать вверх дном, чтобы порошок не слеживался. Если он долго находится в одном положении, то может скомковаться и стать непригодным.

Углекислотные огнетушители

Интервал перезарядки – раз в пять лет. Аттестация баллона на разрыв производится раз в три года, а один раз в год – взвешивание. Если масса отклоняется больше чем на 50 г в год, значит, что-то не в порядке (например, из-за пребывания в жарком месте срабатывает стравливающий клапан) и требуется перезарядка.

Аэрозольные баллоны

Необслуживаемые.

Особо стоит отметить огнетушители (как ОП, так и ОУ) в пластиковом корпусе. Это очевидный недостаток. Такие модели, часто встречающиеся на рынке (как правило, тонкие литровые), от воздействия температуры и времени (зачастую они валяются в багажнике годами) теряют герметичность, образуются трещины, и при приведении в действие содержимое может брызнуть не туда, куда надо, и попасть, например, на руку или в глаза. Ряд специалистов заявляют более категорично: огнетушитель в пластмассовом корпусе – это не огнетушитель! Кроме того, на сертифицированных станциях их не перезаряжают, поэтому по истечении двух лет огнетушитель можно выкидывать.

Есть еще один «неправильный», более дешевый порошковый подвид, непригодный для тушения твердых веществ (буква А на маркировке будет зачеркнута). У них другой химический состав порошка: он не будет спекаться на месте возгорания, и огонь может разгореться снова.

За покупкой!

За покупкой огнетушителя лучше всего отправиться в специализированный магазин пожарного оборудования. В Москве таких мест достаточно много, в частности сеть салонов «Магазин 01». У такого решения несколько преимуществ. Во-первых, там к вашим услугам грамотный консультант, который охотно поможет сделать правильный выбор. Во-вторых, вся продукция проходит внутренний контроль, и на нее дается годичная гарантия (в случае неисправности огнетушитель или ремонтируют, или меняют на новый), и, наконец, широкий ассортимент (как минимум три-четыре производителя с огнетушителями разных типов и объемов).

Тем не менее многие по старинке отправляются за покупкой на авторынок или в магазин запчастей. Вроде бы дешевле, проще и быстрее. Однако страдают качество и безопасность: в редких случаях дается гарантия, а вопрос о сертификате (а их должно быть два – пожарной безопасности и соответствия) зачастую вообще вызывает недоумение. К тому же ассортимент автомагазинов крайне скудный: две-три модели, а в некоторых, даже крупных, торговых точках огнетушителей нет вовсе.

Выбирать придется из нескольких российских и белорусских производителей. Модели отличаются дизайном и габаритами, а также немного разными запорно-пусковыми устройствами (ЗПУ). Причем большинство заводов в последнее время используют китайские ЗПУ.

На рынке можно найти много огнетушителей, как дешевых российских и азиатских марок от сомнительных производителей, так и европейских, например итальянских. В первом случае качество изделия не гарантировано, а во втором вызывает сомнение целесообразность покупки. Ведь итальянский 2-литровый огнетушитель стоит порядка 1300 рублей (отечественный ОП-2 – около 300 рублей), а статистика отказов мало отличается от российских аналогов.

Средняя цена 2-литровых порошковых огнетушителей – от 220 рублей, углекислотные в два с половиной раза дороже – около 560 рублей.

Правила тушения

Быстрота реакции, четкие действия и холодная голова – лишь при сочетании этих условий появляется шанс справиться с огнем.

Главное – вовремя заметить признаки пожара (задымление);

остановиться;

включить аварийную сигнализацию;

высадить пассажиров;

попытаться обесточить машину;

и только потом взяться за огнетушитель;

слегка приоткрыть капот и сразу привести огнетушитель в действие (открыв капот на «всю катушку», вы обеспечиваете приток кислорода, и огонь разгорается с новой силой);

вещество нужно распылять прерывисто, дозированно и желательно на очаг пожара (длительность действия 2-литрового огнетушителя всего 5– 7 секунд).

Желательно предварительно выучить наизусть порядок приведения огнетушителя в действие, изложенный на инструкции-пиктограмме.

Ну а если уж разгорелось вовсю, уносите ноги – когда полыхает весь капот, не поможет уже ни 2-, ни 5-литровый баллон!

Под капотом

Еще одно средство борьбы с огнем в автомобиле – подкапотные средства пожаротушения. В продаже несколько сходных по конструкции моделей. Для примера рассмотрим генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2» (тушит все типы материалов). Защищаемый объем 2-литрового баллона, устанавливаемого под капотом, – 2 м3. У системы два варианта запуска: ручной (кнопка входит в комплект и выводится в салон) и термозапуск (если есть уже открытое пламя). В первом случае нужно выдернуть чеку на кнопке, нажать, и электрический импульс приведет в действие газообразующее устройство. В течение 10 секунд в подкапотное пространство будут поступать клубы белого аэрозоля, безвредного для машины и не вызывающего коррозию. Во втором варианте бикфордов шнур загорается, если температура достигает 200OС, либо огонь доходит до шнура, и запускает газогенерирующее устройство.

Важное преимущество – срок годности составляет 10 лет, перезарядка не требуется (но не забывайте, что устройство одноразовое, после пожара придется ставить новое). Купил, поставил и забыл. Цена – от 1350 рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в

16.04.2007
Поделиться: