Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

В «десятку»

В «десятку»
Полная версия

Интересное дело – сограждане, еще не научившись пристегиваться, интересуются наличием подушки безопасности! Так вот, Priora оснащена не только подушкой, но и сигнализацией непристегнутого ремня водителя. Конечно, зная национальные особенности, вазовцы не заставляют покупателя слушать заунывный писк сигнализатора, а ограничиваются красной лампочкой на панели приборов.

Если верить официальной информации, Priora даже в нынешнем исполнении при фронтальном крэш-тесте EuroNCAP набирает 12,6 балла из 16, то есть твердые четыре звезды. А в комплектации «Люкс» появятся пассажирская подушка безопасности, преднатяжители эстонской фирмы Norma, дополнительные усилители передних дверей, подколенные брусья. И даже ABS фирмы Bosch!

Что же это такое – новая модель или модернизированный седан десятого семейства? Судя по прежним габаритам и технической начинке, все-таки модернизация. Но изменений – воз и маленькая тележка. Priora выросла из проекта 2170: именно этот индекс стоит на большинстве новых деталей. А их немало – вазовцам пришлось освоить более двух тысяч новых элементов, не меньше, чем при запуске Kalina.

Lada 110 еще с января 2006 года начала примерять новые элементы вроде кронштейна рамки радиатора, иных креплений рулевой рейки и системы выпуска. А теперь все «десятки» строятся на приоровском основании кузова – более качественном и безопасном. Новые детали изготовлены точнее и легко стыкуются друг с другом. Смотрю на Priora и не нахожу, к чему придраться: ровные сочленения, равномерные зазоры кузовных панелей… Наконецто появился более жесткий щит передка, который обещает избавить «десятку» от хронической мягкотелости. Жесткость кузова на кручение выросла до вполне приличных 12 000 Н.м/град (против 8400 у седана Lada 110) при нынешнем среднем уровне порядка 18 000 Н.м/град. Чуть больше половины деталей оцинковано, а самые проблемные места (колесные арки, пороги) – с двусторонним цинкованием. Прибавьте сюда модернизацию линии окраски – и обещанные шесть лет гарантии от сквозной коррозии вроде как не выглядят утопическими. А что вышло внешне?

Без эмоций

Облик разработан в дизайн-центре АВТОВАЗа под началом нового главного дизайнера Евгения Лобанова. Первым делом вазовцы заменили заходящий на крылья капот более традиционной конструкцией (прежняя с трудом поддавалась регулировке). Отказались от пресловутого жабо, спрятав стеклоочистители за аэродинамическим выступом. Вырезали и расширили задние колесные арки, посчитав былой аэродинамический эффект незначительным. И продлили задние крылья по стойкам до крыши, избавившись от скрипучей пластиковой накладки.

Стало лучше? Пожалуй. Но эмоций Priora не вызывает никаких: спереди похожа на нынешний KIA Magentis, сзади скорее на седан Toyota Corolla предыдущего поколения. То ли сроки были сжаты, то ли техзадание не предусматривало серьезной проработки, то ли так и задумано… Зато сбоку сразу ясно – «десятка»! Хотя штампы для изготовления дверных панелей тоже изменились. Да и сама конструкция дверей стала безопаснее благодаря энергопоглощающим буферам.

Open

Не все то Pininfarina, что из Италии, но уютный двухцветный интерьер, разработанный итальянской фирмой AE, хорош без натяжек. Понятные приборы с экраном борткомпьютера, современные переключатели света и подрулевые рычажки, классической формы центральная панель, двухсекционный подлокотник для передних пассажиров, удобные клавиши стеклоподъемников и регулировки зеркал, которые заняли привычное место на двери водителя... Все простенько, но функционально. Вот только зачем на открывающемся боксе опелевским шрифтом сделана надпись «OPEN»?

– Итальянцы решили, что гладкая поверхность не годится, – вспоминает Козенков, – глаз должен за что-то цепляться.

Да уж, наши наверняка написали бы «ТЯНИ» или, скажем, «ОТКР.». А если серьезно, то именно AE за рекордные для АВТОВАЗа несколько месяцев разработала и изготовила всю производственную оснастку – это и стало определяющим фактором при выборе партнера. Но почему же они, черт возьми, не догадались употребить на крышке слово LADA или фирменную ладью?! Узенькая пепельница тоже насмешила – одно неловкое движение, и все накуренное вывалится на пол. Но курить, конечно же, вредно.

Хуже то, что можно придраться к качеству изготовления: приятная велюровая отделка сидений местами с кривыми швами, пластиковые детали кое-где кричат необработанными кромками, очечник на потолке не попадает в пазы, бардачок с ходу не захлопнуть… Хорошо хоть детали подогнаны ровненько. А больше всего разочаровали конструктивные промахи. Например, стекла передних дверей по-прежнему не опускаются до конца. Спинку заднего сиденья можно вынуть целиком, но не сложить. Предусмотрен подлокотник с лючком для длинномеров, но открыть его из салона можно только при помощи перочинного ножа.

– Сейчас на конвейер поставляют другую, без заусенцев, накладку центральной панели, подтягиваем качество других элементов, – объясняет Валерий Павлович, – но до лючка пока просто не дошли руки.

А история такова. Перспективные европейские требования по защите от попадания поклажи из багажника в салон при аварии поставили на «десяточном» лючке крест – и вазовцы, не мудрствуя лукаво, прикрутили крышку болтами. Требования остались перспективными, и болты заменили на пластиковые заклепки, вынуть которые можно только из багажника. А придумывать теперь удобный и надежный замок дорого. То есть формально лючок есть, а фактически…

От автомата отопителя не отказались, но он теперь избавлен от шумного вентилятора, а датчик температуры вместе с плафоном освещения перенесли к ветровому стеклу – в зону естественного воздухотока. Вот только регулировать температуру теперь придется на ощупь – цифр-градусов на консоли нет. Но надежда на их возвращение все-таки есть: в феврале 2008 года вазовцы обещают кондиционер, который с нынешним автоматом превратится в полноценный климат-контроль.

Особых претензий к прежним «головастым» передним сиденьям с огромными подголовниками не было и раньше. Разве что они стали еще мягче.

– От синтетического наполнителя, используемого прежде, пришлось отказаться – уж больно качество хромало. А пока ищем нового поставщика, применяем набивку на основе растительных волокон. Она дает приемлемые характеристики по форме и мягкости да к тому же не «просиживается» со временем.

Ключ на старт

Что такое? Не заводится?

– Да погоди ты дергать, – улыбается Козенков, – дай иммобилайзеру хоть мгновение на обмен данными с контроллером.

Дело в том, что ключ у Priora не простой – с кнопками управления замками дверей и багажника, а также со встроенным передатчиком иммобилайзера. Владельцы «десяток» наверняка помнят специальные палочки, которые нужно было подносить к считывающему устройству – как у нас водится, обычно деактивированному якобы во избежание проблем. Но от электриков сервисных центров я ни разу не слышал о массовых отказах, а потому спокойно пользовался волшебной палочкой целых пять лет. Ныне иммобилайзер включен аPriorи и лишних действий не требует.

У электриков теперь, по идее, работы вообще должно поубавиться: Priora – первый отечественный автомобиль с мультиплексной проводкой! То есть вместо привычных жгутов здесь общая электронная шина, служащая каналом обмена информацией между контроллерами электрических устройств. Шина легче (меньше проводов), надежнее и проще с точки зрения монтажа на конвейере. При мне отказов не было…

Трогаться с места – что перечитывать пресс-релиз. Выжимаю усиленное импортное сцепление, втыкаю первую, проворачивая в коробке более долговечные подшипники закрытого типа, отпускаюпедаль тормоза, разжимая через вакуумный усилитель увеличенного диаметра колодки, трогаюсь… И понимаю, что модернизированному двигателю объемом 1,6 л момента на низах немного недостает.

– Экология, – словно извиняется Козенков, – все серийные машины удовлетворяют требованиям Euro 3 и оснащаются катколлекторами. От них и повышенный шум на высоких оборотах, хотя сам по себе мотор стал тише.

Двигатель Priora носит обозначение ВАЗ21126. Главное отличие от нынешнего «десяточного» – облегченная на 1,2 кг шатуннопоршневая группа, причем новые поршни и детали газораспределительного механизма поставляют иностранцы. Как следствие снижение механических потерь, расхода масла и увеличение ресурса. Вазовцы обещают 300 тыс. км, но официально гарантируют по-прежнему только 50.

98 лошадиных сил с объема 1,6 л – это почти современный уровень. Они здесь действительно есть, стоит только раскрутить мотор получше. Эмоциональной ступеньки при переходе к более высоким оборотам, как на старом 1,5-литровом 16-клапаннике, нет, но после 3000 об/мин наступает заметное оживление. И вплоть до ограничителя двигатель тянет очень прилично! Но почему же педаль газа продавливается так туго, перебирая тросиком все изгибы и сочленения приводов? Напор иномарочный, а легкость управления осталась нашей.

– Разрабатывать заново привод дросселя сейчас смысла нет. В следующем году будем переходить на Euro 4 и сделаем электронный дроссель.

Прогресс, хоть и немного отложенный! А что с извечной бедой «десятки» – управляемостью?

Податливость кузова отчасти вылечил новый щит передка. Рулевая рейка теперь закреплена на жестких кронштейнах. В задней подвеске появился стабилизатор, а диаметр переднего увеличен до 22 мм. К тому же передние пружины ныне бочкообразные, как на Kalina. И что?

Результат есть, да какой! Priora стала заметно собранней и научилась отрабатывать неровности на малых ходах подвески. Она воспринимается более плотной, и некоторое снижение плавности хода ей простительно. Крены по-прежнему велики, но устойчивость в поворотах стала лучше – вместо экстремальной недостаточной поворачиваемости вполне нейтральное поведение. И – тишина: ни стуков в подвеске, ни скрипов в салоне.

– Использование современных шумоизоляционных материалов позволило сэкономить более 10 кг массы. В люксовой версии будет еще тише – там поставим заглушки во все технологические отверстия и проведем дополнительные меры по герметизации кузова.

Но почему же руль даже с усилителем остался таким «длинным» (3,9 оборота от упора до упора)? Все дело в унификации рейки с «десятками» и Samara, которым усилитель не положен – держать на конвейере два разных рулевых механизма дорого не только для АВТОВАЗа. Новая, более «острая» рейка (ее мы уже опробовали осенью) появится только в следующем году. А пока похвалить можно легкий руль и адекватную обратную связь – электроусилитель из Калуги работает куда лучше махачкалинского агрегата, до недавнего времени устанавливавшегося на Lada Kalina.

И вроде бы все хорошо, но есть один тонкий момент. Машины наверняка специально готовили для журналистов. Уверен, это делают во всем мире, ибо провал во время массовых испытаний грозит обернуться маленькой медиакатастрофой. Однако в памяти все еще хранится история с презентационными Kalina, которые с журналистами в Сочи ездили вполне сносно, в то время как первые товарные машины оказались просто барахлом…

– Автомобили в серийном производстве будут улучшаться постоянно.

В эту минуту… Удивительное дело – у вазовцев всегда готов ответ на любой вопрос! В течение пяти минут Валерий Павлович рассказал, что уже после запуска производства машины излечили от протечек воды в багажник, применив новые уплотнения задних фонарей и лючка бензобака. Приятнее на ощупь станут внутренние ручки дверей. Скоро появятся более аккуратная обивка потолка, измененные сиденья и многое другое... Главное, что административных проблем теперь почти нет. А конструктивные и наследственные с наскока не решить.

В тираж!

Lada Priora будет выпускаться тиражом около 10 тысяч машин в месяц. К июлю Priora-седан полностью вытеснит с конвейера Lada 110. К февралю 2008 года будут готовы седан в комплектации «Люкс» (пассажирская подушка безопасности, четыре электростеклоподъемника, противотуманные фары, кондиционер, возможно ABS), хэтчбек и универсал. «Автомата», как и импортных двигателей, не будет – любой подходящий агрегат обойдется как минимум в $2500 против $900 за свой.

АВТОВАЗу сейчас не до расширения клиентуры, сохранить бы нынешний уровень сбыта. Поэтому вся надежда на традиционных клиентов и сомневающихся, отдать кредитные 15 тысяч за машину азиатского происхождения или все-таки выбрать знакомое отечественное. Тем более что предложение вазовцев попрежнему выглядит выгодным: за рекомендованные 282 400 рублей (почти $11 000) найти нормальный автомобиль с неплохим двигателем, усилителем руля, подушкой безопасности и приличным электропакетом непросто. Да и дилеры, почувствовав снижение спроса на вазовскую продукцию, не наглеют.

Будет реклама, презентации – все по-взрослому. И спрос наверняка будет. Хотя бы до тех пор, пока машина не успеет примелькаться на улицах. А всего ей отведено не более пяти лет конвейерной жизни – к тому моменту АВТОВАЗ должен окончательно определить пути дальнейшего развития. Но очевидно, что разрабатывать новые модели самостоятельно и с нуля ныне не выгодно никому. Так что Priora, по-видимому, станет последней полностью собственной машиной.

Конкуренты

С отпускной ценой от $11 000 Lada Priora будет напрямую конкурировать с бюджетными иномарками разной степени свежести. Самый сильный и современный соперник – Renault Logan, на его стороне просторный салон, хорошая плавность хода и более низкая стартовая цена. Морально устаревшие Chevrolet Lanos и Daewoo Nexia на фоне новой Lada выглядят уже не столь привлекательно, но считающий каждую копейку покупатель вполне может прельститься их самыми дешевыми версиями. Гости с востока – Chery Amulet и Iran Khodro Samand – по-прежнему выбор оригиналов, нестабильное качество изготовления и слабо развитая сервисная поддержка этих клонов европейских автомобилей 80-х годов пока позволяют руководству АВТОВАЗа не бояться оттока клиентов в китайско-иранскую сторону.

Подпишитесь на «За рулем» в

23.04.2007
Поделиться: