Горячая линия
Турецкие корни итальянский концерн пустил давно, примерно в то же время, что и российские. Первым саженцем в далекие 70-е, как и у нас, был легендарный FIAT 124, только в России он до сих пор сходит с конвейера под логотипом Lada, а турки давно отправили его на пенсию и вовсю осваивают передовые итальянские модели. Осваиваем их и мы, пусть и не так быстро. Впрочем, темпы второго пришествия FIAT в Россию сложно назвать низкими: менее чем за год компания «Северсталь-авто», взявшая под опеку российскую судьбу итальянской марки, создала мощную дилерскую сеть, запустила в производство бюджетную модель Albea и легкий фургончик Doblo, а теперь готова покуситься на самый насыщенный конкурентами участок рынка – класс С.
Седан Linea построен на платформе хэтчбека малого класса Grande Punto и имеет с ним очевидное внешнее сходство. По этой причине рассматривающему фотографии читателю может показаться, что притязания Linea на класс С – не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Однако на деле Linea заметно крупнее донора и по габаритам даже немного превосходит среднестатистического представителя компакт-класса. Педанты могут бросить справедливый укор лишь в адрес колесной базы: она чуть меньше, чем у Ford Focus & Co, и пассажиры на заднем сиденье Linea заметят это без всякой рулетки – большой запас пространства для их ног не относится к числу многочисленных достоинств итальянской модели.
Спереди, к счастью, места более чем достаточно, штурман, например, может полностью вытянуть ноги, как пассажир первого класса в аэробусе. Водитель такой привилегии лишен по определению, ему важнее удобство органов управления. И тут у Linea обнаружились два изъяна, степень серьезности которых каждый может трактовать в меру собственной терпимости. Изъян первый: неудобный руль с гипертрофированными приливами под большие пальцы на ободе и неудачная форма тыльной стороны ступицы, из-за которой пальцы водителя при перехвате неестественно выгибаются наружу. Изъян второй: слишком близко расположенный рычаг переключения передач, при включении второй, четвертой и задней передач приходится сильно сгибать кисть правой руки. Будь ход у рычага чуть меньше, недостаток был бы не так заметен. Передачи, надо отдать должное, включаются быстро и четко, хотя работа cинхронизаторов и не рождает приятных ассоциаций с оружейным затвором.
Водительское сиденье итальянского покроя не имеет ярко выраженной боковой поддержки, но в поворотах надежно фиксирует тело и хорошо распределяет нагрузку. Диапазон регулировок большой, хотя за некоторыми из них придется «побегать». Подсказка будущим владельцам:кнопка регулировки поясничного подпора спрятана под центральным подлокотником, у самого его основания. Кнопка открывания багажника расположена в гораздо более
приметном месте – на центральной консоли. Багажник большой (500 л по методике VDA), но его проем заужен объемными колесными нишами – широкие чемоданы придется разворачивать на 90 градусов.
Из представленной на презентации гаммы моторов для российского рынка актуален только один – бензиновый 1,4-литровый с наддувом и мощностью 120 л.с. Атмосферный 1,4-литровый мотор и турбодизели у нас предлагать не будут, вместо них российские Linea оснастят новейшими бензиновыми двигателями с рабочим объемом 1,6 и 1,8 л, подготовка к производству которых, как и автоматической коробки передач, идет полным ходом.
С поправками на российские реалии к 2008 году скорректируют и базовые комплектации Linea, однако в максимальном оснащении российские автомобили будут до степени смешения похожи на турецкие.
Тестовый образец упаковали щедро: шесть подушек безопасности, ESP, климатконтроль, достойно звучащая CD/MP3-аудиосистема, бортовой компьютер, датчик дождя, круиз-контроль, парковочные датчики, противотуманные фары, колесные диски из легкого сплава. Понятно, что такой набор стоит недешево, но автомобилям FIAT, заисключением модели Albea, в последнее время стал чужд имидж пролетария. Итальянские маркетологи изо всех сил стараются сделать родной бренд олицетворением высокого стиля и качества, а не мещанской простоты и доступности. Взгляните в лицо Linea – это же почти Maserati! Настоящая Италия! И хотя корма у машины панъевропейская, в плавных линиях и хромированной отделке прочих фрагментов кузова угадываются именно апеннинские гены.
Еще сильнее итальянские традиции автомобилестроения чувствуются в движении: подвеска настроена на быструю езду, но при этом радует и хорошей плавностью хода – мелкие неровности экипаж практически не замечает, а дорожные недостатки покрупнее беззвучнопроникают в салон в виде скупых упругих толчков. Еще более удобной езду по плохим дорогам делает большой дорожный просвет, что насовременных машинах класса С встречается нечасто.
Поездки по извилистому горному серпантину на этом автомобиле доставляют вагон радости водителю, но приносят физические страдания пассажирам – Linea отлично держит траекторию, истязая вестибулярный аппарат почти гоночными перегрузками. Можно, конечно, попросить пилота не топтать правую педальку, но сделает он это с большой неохотой – информативный руль, точно дозируемые тормоза и эластичный двигатель настойчиво провоцируют нарушения скоростного режима. Подобный ездовой характер станет приятным сюрпризом для активных водителей, но плохо согласуется с семейным образом жизни, а к нему Linea тяготеет идеологически. В конце концов, спортсмен-одиночка будет счастлив и в компании 3-дверного Grande Punto, а седан с большим багажником ему в общем-то ни к чему. С другой стороны, горячие отцы семейств могут использовать спортивные качества Linea исключительно в отрыве от семейного очага, а с домочадцами на борту тренировать терпение и выдержку –качества ценные не только за рулем автомобиля, но и в быту, и на производстве. Двойственная (или двойная) сущность итальянского седана может стать мощным катализатором успеха на российском рынке. И хотя у нас уже есть семейные седаны с отличной динамикой – тот же Ford Focus или Mitsubishi Lancer, – Linea выделяется оригинальным дизайном, в котором есть южная теплота, темперамент и гармония. Хорошая альтернатива приевшемуся стилю техно от немецких производителей и японскому конструктивизму, не правда ли?
Единственный дамоклов меч над светлым будущим Linea нависает в виде подмоченной за последние годы репутации FIAT в области надежности. И хотя последние модели фирмы, к неудовольствию злопыхателей, совершили огромный рывок вперед, инерция потребителя, с трудом расстающегося со стереотипами, заставляет итальянцев и представителей «Северсталь-авто» с осторожностью прогнозировать объемы продаж. Более предметно об этом и других финансово-экономических показателях можно будет поговорить примерно через год, когда FIAT Linea сменит паспорт с турецкого на российский.