Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Портрет нарушителя в интерьере дороги

ПОРТРЕТ НАРУШИТЕЛЯ В ИНТЕРЬЕРЕ ДОРОГИ
Полная версия

Получив в ответ строгий напутственный взгляд, отправились на очередное задание. Замысел был предельно прост: рассказать народу, какой он - среднестатистический нарушитель. На деле все оказалось куда сложнее. Несколько дней колесили по дорогам сначала с сотрудниками столичной ДПС, а потом ДПС Московской области и выяснили: среднестатистического нарушителя не существует. Правила "обходят" практически все, невзирая на время, место и погодные условия. Так что мы предложим вам не единый портрет нарушителя, а классификацию наиболее распространенных у нас нарушителей ПДД, которых можно встретить на дорогах.

КОЛЛЕКТИВИСТ

Встречается чаще всего. Плюет на Правила не потому, что "очень надо", а за компанию. На дорогах такой тип водителей представлен практически в "массовом масштабе": по численности популяции коллективисты не уступают льготникам (см. следующий пункт). Отметим еще самый непредсказуемый подтип - коллективист опасающийся. Этот грубо нарушает Правила с закрытыми (в буквальном смысле слова) глазами. Страшно же!

Именно таких вроде бы жалко больше, чем остальных: делал-то за компанию, а досталось только ему. Нас по-настоящему растрогал один такой "подтип". У него отобрали "права" за разворот через двойную сплошную на Ярославском шоссе, но когда инспектор начал составлять протокол, нарушитель почти рыдал и все повторял, что никому не мешал, что совершал безопасный маневр... "Посмотрите, как водитель расстроился - раскаивается! Жалко!" - обратились мы к сотрудникам подмосковной ДПС, с которыми стояли на посту. "Знаете, пару недель назад на этом же месте, так же через осевую "Фольксваген" разворачивался, а из области в Москву в это время неслась БМВ. Водитель "Фольксвагена" ее, естественно, не заметил. Результат? Четыре трупа: один в "Фольксвагене", три - в БМВ. Ну как? Вам его все еще жалко?" - с невеселой усмешкой ответил нам старший инспектор ДПС Сергей Филин.

ЛЬГОТНИК

Это вовсе не пенсионер на ржавой "копейке". Нет! У автольготника в кармане припасена охранная грамота от всех гаишников на свете: красная книжица с каким-нибудь узнаваемым "силовым брэндом" внутри, а иногда и с золотым "логотипом" снаружи. Женщин в этой категории не встречается. Льготники - мужчины среднего возраста, в хороших костюмах и с дорогими мобильниками в руках. Машина обычно под стать владельцу: тоже "льготная", дорогая - новая иномарка представительского класса или "навороченный" вседорожник. Часто автомобиль оснащен "мигалками" и "правильными" номерами синего цвета или белыми, но с флажком или хитрой комбинацией букв и цифр. Льготников на дороге так много, что кажется, будто полстраны у нас работает в компетентных органах, правительстве или заседает в разных по масштабу думах, а другая половина "ходит", вернее, ездит, в помощниках. Нам, к примеру, удалось полюбоваться на удостоверение некоего высокопоставленного члена совета ветеранов группы "Альфа". Вы бы видели это наивно-изумленное лицо, когда инспектор остановил его за разворот через двойную сплошную. Мало того, что остановил, так еще и протокол составил. Водитель же, судя по всему, остался при своем мнении: и ему и его джипу закон не писан.

Другой льготник, оказавшийся советником какого-то депутата, долго "давил на жалость": конец, мол, политической карьере, если его лицо и совсем не льготную "двенадцатую" модель крупным планом напечатают в ЗР. Вот только когда Правила нарушал, причем грубо, о чем он думал? О том, что "корочка" с триколором всесильна? Или рассчитывал "разобраться" с инспектором? А вместо этого - ах, как не повезло - нарвался на журналистов.

Впрочем, больше всего нас позабавил владелец тонированной "Ауди". Он плохо говорил по-русски, но старательно пытался всучить гаишникам вместо документов на машину свое удостоверение. "Служба безопасности! Служба безопасности!" - пытался вразумить нас льготник. "Служба безопасности чего?" - с интересом спросил инспектор. "Всего!!!" - радостно выдохнул нарушитель.

РЕАЛЬНЫЙ ПАЦАН

"Не имеете права! Я через пять минут вернусь, всех порву! Девушка, вы кто такая? А ну, быстро мне свой паспорт! Ты кого снимаешь? Ща, как дам в камеру, мало не покажется! Нет, ты меня понял?! - орал, стоя перед нами владелец тонированной "десятки", для убедительности размахивая руками. - Да, я нарушаю! Всегда! И пьяный за рулем езжу! Я адвокат! Мне все можно! Денег не возьмешь? Тогда протокол пиши, так и пиши: я не ехал! Все!"

Реальный пацан - существо крайне агрессивное и недалекое. Обычно это человек лет 20-28 на "девятке", "десятке" или старенькой иномарке с сильно тонированными стеклами. Спойлер, литые диски и супермощные колонки (так, чтобы машина от музыки дрожала) прилагаются. С Правилами дорожного движения в большинстве случаев не знаком. Впрочем, встречаются и более "продвинутые": реальный пацан, который где-то когда-то ознакомился с ПДД, но сути дела это не меняет. Представитель данного типа нарушителей искренне верит в то, что Правила написаны для "лохов", то есть всех остальных участников дорожного движения. Он же сможет любую ситуацию "разрулить" при помощи денег или друзей, которые приедут и "всех порвут".

Невменяем по определению, к тому же часто ездит в состоянии сильного алкогольного опьянения. Инспекторы рассказали нам, что того самого "адвоката", чей монолог мы привели здесь, они год назад уже останавливали пьяного, отбирали у него "права". И вот он снова за рулем. Мирному автолюбителю встреча с подобным типом может доставить не только неприятные минуты, но даже привести на больничную койку. Перейти на его лексику и тоже пообещать "порвать и моргалы выколоть" дано далеко не каждому. Лучше закрыться в машине, а по мобильнику (если он есть) вызвать наряд милиции.

ЛИХАЧ

Девиз всей жизни: "Быстрее ветра!". Обременен хорошим автомобилем с мощным мотором, а еще запредельным количеством адреналина в крови и ощущением полной неуязвимости и безнаказанности. Нередко лихачи еще и льготники, хотя чаще безграничную уверенность в собственных силах обеспечивает приличный банковский счет. Ездит, скорее, летает, по "встречке", даже если в этом нет никакой необходимости. Разворачивается ровно там, где ему надо, паркуется также. Что такое сигналы поворота и зачем они нужны, не знает в принципе. "Права", скорее всего, купил по сходной цене, поэтому с ПДД не знаком. При этом, если что-то случится, будьте уверены: виноваты окажетесь вы. Свою недолгую, но "яркую" жизнь лихачи чаще всего заканчивают под передним мостом КамАЗа.

НЕРВНАЯ ДАМОЧКА

Не обязательно женщина, хотя представительницы слабого пола в этой категории преобладают. Отличительная черта: ездит по Правилам, но в опасных ситуациях теряется и, независимо от водительского стажа, ведет себя неадекватно, зачастую провоцируя ДТП. Мы наблюдали такую ситуацию (вернее, ее последствия). Морозным утром по Волоколамскому шоссе за рулем "Хонды" ехала приятная дама, как вдруг прямо перед ней со встречной полосы начала разворачиваться "четверка". На скользкой дороге ВАЗ повело в сторону "Хонды". Вместо того чтобы провести сеанс "снижения скорости вплоть до полной остановки", как предписывают Правила, владелица "Хонды" шарахнулась вправо и успешно влетела в дверь двигавшемуся параллельно "уазику". На педаль тормоза нажала только после того, как произошло столкновение. Надо ли говорить, что "четверка" преспокойно укатила по своим делам. Даме же теперь придется оплачивать ремонт и собственной "Хонды", и пострадавшего УАЗа.

Как показали наши наблюдения, встретить нервную дамочку можно за рулем любого автомобиля: от древней "копейки" до нового "Гелендевагена".

ТИХУШНИК

Нарушает не часто, в основном по мелочи, и бывает потом сильно мучим угрызениями совести. Обгонять по "встречке" на скорости 150 км/ч не станет, а вот въехать под "кирпич", припарковаться там, где стоянка запрещена, или прокатиться по асфальтированной обочине может. Главный принцип: "Я потихонечку, никто и не заметит!". Надо признать, что тихушниками являются 99,9% российских "законопослушных" автомобилистов.

* * *

К несчастью, единственный, кого, кажется, невозможно встретить на российских дорогах, это водитель, который строго следует Правилам дорожного движения. А ведь ПДД - это закон, который вводится не для того, чтобы гаишникам было чем заняться, а чтобы наши дороги не превращались в поле боя с десятками тысяч трупов и сотнями тысяч искалеченных. Но пока мы сами, каждый из нас, не начнем думать о дисциплине и порядке на дороге, не станем уважительно относиться друг к другу, заботиться не только о собственном "я", но и о других участниках движения - ничего не изменится к лучшему и леденящие душу цифры жертв на наших дорогах будут расти, грозя настоящим национальным бедствием.

Вчитайтесь в эти строки. Персонажи не вымышленные, быть может, узнаете себя. Пора меняться.

Одно неверное движение... итог - ДТП.

Чья "ксива" круче?

А ЧТО ДУМАЮТ В ГАИ?

Начальник отдела административной практики и дознания ГУ ГИБДД МВД России Владимир Кузин

Системы градации нарушителей, которую составили журналисты ЗР, или ей подобной у нас нет. Для нас нарушитель - он и есть нарушитель. Только в старом кодексе было деление на злостных (это те, кто систематически нарушает ПДД) и обыкновенных. Это наглядно было видно по отметкам во временном разрешении. К злостному нарушителю отношение со стороны сотрудников ГАИ было соответствующим - применяли более жесткие санкции. Сейчас даже выделить таких нарушителей на месте невозможно - в стране нет единой автоматизированной системы учета правонарушений.

За последние два года у нас зафиксирован значительный рост ДТП, числа погибших и раненых. При том, что количество правонарушений (пусть это не покажется странным) снижается. В 2001 году их было зафиксировано 47 млн., в 2002-м - только 32 млн., а за девять месяцев прошлого года - около 28 млн. То есть "по валу" идет снижение, но это отнюдь не значит, что нарушать Правила стали меньше или что сотрудники ГАИ работают хуже. Тут причины другие.

Да, в силу многих объективных и субъективных причин (мы, например, ушли от практики оформления мелких проступков) количество выявленных правонарушений формально сокращается, но то, что мы видим на дорогах, порядком никак не назовешь. Вот вы в отдельную категорию выделили "коллективистов". Этих людей наказать бывает сложно: "А почему я? Все ведь нарушили, я просто был последним..." Так что инспектор в такой ситуации часто старается сосредоточиться на организации движения, не допустить возникновения пробки, а наказать каждого нарушителя у него просто нет возможности.

Для того чтобы изменить ситуацию, мы готовим предложения по изменениям в КоАПе, и не потому, что кто-то жаждет крови. Ужесточение наказаний - это мера профилактическая, практикуемая с успехом на Западе не первый год. Человек знает, что неминуемо может быть оштрафован на большую сумму, и постарается не нарушать. О "реальных пацанах", которым на всех и на все наплевать, говорить не будем. Их, к счастью, немного и избавиться от них можно.

ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО

Подпишитесь на «За рулем» в

01.01.2004
Поделиться: