Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Уроки чешского

Уроки чешского
Полная версия

В начале XX века в столице Чехии существовало два предприятия, занятых производством новомодных тогда самодвижущихся экипажей – автомобилей. Это были Первый чешско-моравский машиностроительный завод и компания «Франтишек Рингхоффер», которые 27 марта 1907 года подписали договор о создании Пражского автомобильного завода. Его производственные цеха расположились в районе Либень на окраине Праги. Поскольку собственных разработок у чехов тогда не было, первые автомобили стали выпускать по лицензиям.

Богемские авто

Марка Praga стала самостоятельной уже через год существования нового завода. Из-за возникших разногласий в управлении новым предприятием компания «Франтишек Рингхоффер» вышла из состава учредителей, и Пражский автомобильный завод оказался присоединенным к Первому чешско-моравскому машиностроительному заводу. Его продукция получила имя чешской столицы, а на дорогах страны появились легковые и грузовые автомобили с надписью Praga на облицовке радиатора. В 1911 году появились созданные на самом заводе машины, они с успехом демонстрировались на автомобильной выставке в Праге. Модели тех лет Praga Mignon и Praga Grand – в числе самых популярных у жителей Богемии. Первая мировая война отодвинула гражданские легковые автомобили на второй план, так как производственные мощности перенаправили на выпуск военной техники. После ее окончания фирме пришлось преодолевать множество трудностей: бороться с дефицитом сырья, реконструировать производство. Высокие цены на топливо тормозили сбыт.

И все же предприятие не только выжило – оно продолжало развиваться. К середине тридцатых годов модельный ряд автомобилей, выпускаемых под маркой Praga, приобрел законченную форму. Он охватывал почти все сегменты рынка. Открывал клан самый дешевый Praga Baby с двигателем объемом чуть меньше литра, центральной трубчатой рамой и независимой подвеской всех колес. Затем шли Piccolo и Lady – они оснащались 4-цилиндровыми моторами. Верхушку модельного ряда составляли модели Alfa и Golden Praga, имевшие 6-цилиндровые двигатели, причем по специальным заказам на них устанавливали коробки передач системы Cotal с электрическим переключением ступеней.

Леди американского типа

Героиня нашей статьи Praga Lady воплотила в себе американскую школу конструирования недорогих автомобилей. Презентация модели состоялась в 1937 году на Пражском автосалоне. Это была весьма удачная конструкция, выполненная по классической схеме. Кузов крепился к Х-образной прочной раме. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1,6 л развивал 35 л.с., мощности вполне хватало для достижения скорости 100 км/ч.

Коробка передач была продвинутая, 4-ступенчатая, и сцепление самое современное, однодисковое. Обе подвески зависимые, рессорные: передняя выполнена на одной поперечной, задняя – на двух продольных. А тормоза с гидроприводом в те годы были технологической вершиной.

Еще одно новшество – 12вольтовая система электрооборудования, в то время как у большинства автомобилей того периода она была 6-вольтовой.

Шасси модели Praga Lady комплектовалось несколькими типами кузовов: 4-дверный 5-местный седан с шестью боковыми окнами, 2-дверное купе с четырьмя окнами и открытый 2-дверный кабриолет. По желанию заказчика шасси могло быть направлено в кузовное ателье, где на него устанавливали эксклюзивный кузов – в самой Чехии этим занималась фирма Carrosserie Sodomka, которая делала 2- и 4-дверные кабриолеты, а также санитарные автомобили.

Четырехдверные седаны изготавливал сам завод. Они, конечно, не были образцом автомобильного дизайна, но и не выглядели консервативно. Округлые формы и ветровое V-образное стекло с центральной перемычкой повышали аэродинамику машины, передние двери открывались против хода, что облегчало посадку на переднее сиденье (но было небезопасно). Сзади – объемистый багажник с доступом и с улицы, и из салона. Запаска находилась в специальном отделении под полом багажника – из-за этого Praga Lady не имела заднего бампера.

Салон просторен и комфортабелен. Панель приборов располагалась по центру, по обеим сторонам от нее два перчаточных ящика с большими крышками. На самой панели – рычажки и переключатели, а прибор всего один – объединяющий спидометр со счетчиком суточного пробега, указателями зарядки аккумулятора, температуры воды, давления масла и с электрическими часами. Рулевое колесо имело рычажки регулировки опережения зажигания и открытия дроссельной заслонки рядом с кнопкой звукового сигнала. Замок в машине был только один – на водительской двери. Остальные двери запирались из салона.

Большая редкость

Для своего времени Praga Lady была очень хорошим автомобилем. Оккупация Чехословакии переориентировала завод на выпуск военной техники. И все же легковые автомобили делали небольшими партиями и во время войны. В 1943 году все производственные мощности были переведены на изготовление танковых моторов и полугусеничных вездеходов по немецким чертежам. В марте 1945 года бомбардировщики союзников совершили воздушный налет на предприятие, уничтожив почти все производство. После войны завод восстановили. С 1945 по 1948 год на нем выпускалась модель Praga Lady и грузовики Aero-30, потом – только грузовые автомобили, которыми славится до сих пор.

Сейчас Praga Lady – большая редкость. Представленная на фото машина отыскалась в городе Великие Луки Новгородской области. До переезда в нашу страну Praga Lady ездила по улочкам чешского города Брно – ею пользовался не кто-нибудь, а сам бургомистр. После освобождения города войсками Красной Армии машина попала к советскому коменданту города, с ним и уехала в Великие Луки. После смерти офицера Praga Lady простояла без движения в гараже почти двадцать лет. Только в 1996 году редкость приобрел петербуржец Александр Горелик, давно мечтавший именно о такой машине. Шесть лет ушло на реставрацию, и Praga засияла в прежнем блеске. Такой она покинула ворота завода в 1939 году.

Подпишитесь на «За рулем» в

11.06.2007
Поделиться: