Где сэкономить?ГАИПутешествуй!ОСАГОСпросить у экспертаТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГалереиКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

С печатью монарха

С печатью монарха
Полная версия

Дважды король

Князь Гогенцоллерн, сын наследного принца Кароля и принцессы Елены и будущий румынский король Михай I, родился 25 октября 1921 года. В шесть лет, после отречения его отца от престола и высылки из страны, Михай унаследовал трон деда Фердинанда I. Над малолетним монархом установили регентство, но в 1930-м отец вернулся и короновался как Кароль II, а его сын, как и полагается, получил статус наследного принца. В сентябре 1940 года переворот, осуществленный маршалом Ионом Антонеску и прогерманскими силами Румынии, «свалил» Кароля II. Страна оказалась под контролем нацистов, а Антонеску вверг Румынию в развязанную Гитлером мировую войну. Румынским королем снова стал Михай, только номинально, – он был лишен возможности управлять государством. В августе 1944-го, когда стало ясно, что фашистам осталось немного, Михай сверг Антонеску и заявил о приверженности своей страны к союзнической коалиции. Румынский король получил высшую советскую полководческую награду – орден Победы «за мужественный акт решительного поворота политики Румынии в сторону разрыва с гитлеровской Германией и союза с Объединенными Нациями в момент, когда еще не определилось ясно поражение Германии».

Война закончилась, Антонеску казнили по приговору народного трибунала в 1946 году, а уже в следующем году коммунисты принудили самого Михая I подписать акт об отречении от престола. Румынию провозгласили «народной республикой» и дали бывшему королю эмигрировать в Швейцарию, где он работал пилотом на коммерческих авиалиниях. Михай до сих пор жив и в 2005 году даже приезжал в Москву на празднование 60-летия Победы!

Юный герой

Орден Победы Михай получил в 24 года, став самым молодым кавалером этой награды. Но еще в 1939-м, едва ему исполнилось 18, он получил Mercedes-Benz 540K Special Roadster. Так что Михая можно считать еще и самым юным хозяином штутгартского «компрессорника». Этот вариант «пятьсот сорокового» с кузовом Special Roadster стоил 28 000 рейхсмарок – дороже не было! Всего придворная мерседесовская кузовная фирма Sindelfingen изготовила 25 экземпляров «специалродстеров». Машина Михая относилась ко второй серии – первые образцы с таким кузовом фирма представила в 1938 году. По сравнению со Special Roadster 1935–1937 годов новые родстеры получили более широкие двери и прикрытое щитком запасное колесо. По бортам кузова протянулись два ниспадающих молдинга, подчеркивающих стремительность машины. Чтобы удобнее было забираться на «тещино место», с обеих сторон перед задними крыльями имелись откидные ступеньки. Автомобиль по умолчанию оборудовался радиоприемником. Пятиступенчатая КП имела повышающую передачу schnellgang, а тормозная система — вакуумный усилитель, причем тормозные барабаны получили специальное устройство для охлаждения. Обе подвески колес были независимыми: передняя — на продольных рычагах, задняя выполнена по схеме «качающаяся полуось». Но главным «магическим» устройством в этом автомобиле был воздушный нагнетатель, позволявший какое-то время двигаться со скоростью 170 км/ч. Воистину автомобиль, достойный короля!

Из королевского гаража в киевскую комиссионку

После отречения Михай забрал в Швейцарию много историко-художественных ценностей из своих дворцов. Добро едва разместилось в шести железнодорожных вагонах, но Mercedes-Benz 540K почему-то оставил в Бухаресте. Брошенный автомобиль доставили в Москву. Кто раскатывал на нем по столице, не известно. Со временем машина попала в Киев. Там цвет кузова сменили с черного на белый, весной 1960 года 540K выставили на продажу в комиссионке «Киевспорткультторга» на Червоноармейской улице, 25. По соседству стоял кабриолет Cadillac 61 1939 года, возивший Н.С. Хрущева после войны…

Приехавший в Киев из Астрахани ветеран НКВД долго простоял перед автомобилями, решая, который лучше приобрести: двухместный родстер или четырехместный кабриолет. В конечном счете выбрал «Кэдди» – он и комплектнее, и вместительнее. Оказалось, «американец» еще и удивительно крепок: во всяком случае, 10 лет спустя он еще бегал по Астрахани. Не задержался в комиссионке и Mercedes-Benz. Правда, к тому времени место мотора с компрессором занял двигатель от ЗИС-110. Но не это огорчало нового владельца – родстер был красив и абсолютно не приспособлен к советской действительности! И тогда «мерседесовладелец» решился продать иномарку и купить взамен «Москвич-2140». А что, новая модель!

Очередным владельцем 540-го стал московский скульптор Владимир Артамонов. Он отреставрировал автомобиль в своей мастерской, перекрасил кузов в красный цвет и стал участвовать в парадах клуба САМС. Родной мотор найти так и не удалось, и Special Roadster продолжал жить с советским сердцем от Завода имени Сталина. В середине 80-х машина опять сменила хозяина: им стал человек по фамилии Водопьянов. После него этот «мерс» и оказался в Германии, где им занялись профи мастерской Kienle Automobiltechnik. На комплектацию и реставрацию там затратили 12 000 человекочасов, но результат того стоил – теперь это один из лучших абсолютно оригинальных 540K. Процесс воссоздания автомобильного шедевра длился с 1996 по 2002 год.

Сейчас его бывший владелец Михай живет в пригороде Женевы. Вспоминает ли он свой Mercedes-Benz – не известно. После падения режима Николае Чаушеску бывший король несколько раз навещал родную страну, где его восторженно принимало население. Руководство Румынии относится к нему прохладно, но недавно, тем не менее, приняло решение вернуть ему два королевских дворца, очевидно, из соображений популизма. Может, и «компрессор» вернется к хозяину?..

Mercedes-Benz 540K

«Пятьсот сороковой» появился в 1936 году и стал дальнейшим развитием модели Mercedes-Benz 500K. Цифры в индексе, как обычно, означали округленный рабочий объем двигателя – 5401 см3, буква К – наличие компрессора. В атмосферном варианте рядный 8-цилиндровый двигатель выдавал 115 л.с., с наддувом мощность возрастала до 180 при 3400 об/мин. Скорость достигала 170 км/ч. Всего было выпущено 406 экземпляров, из которых только 25 имели кузов типа Special Roadster – так обозначался двухдверный двухместный автомобиль, имеющий стекла в дверях. Впервые такое исполнение кузова появилось на модели 500К в 1934 году. В 1938 году облик «специалродстера» обновился – именно такая машина и была у Михая I.

Подпишитесь на «За рулем» в

18.06.2007
Поделиться: