Где сэкономить?ГалереиПутешествуй!ОСАГОЗадать вопросТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГАИКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Кому выгодно сомнительное топливо?

Кому выгодно сомнительное топливо?
Полная версия

Тема качества топлива на российских заправках бесконечна, как дурной мексиканский сериал. Как на проблему смотрит профессиональное сообщество? Об этом мы побеседовали с Олегом Ашихминым, президентом НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» – некоммерческой саморегулируемой организации, объединяющей топливных ритейлеров.

– Каковы основные «сигналы», посылаемые сегодня рынком профессиональному сообществу топливной розницы?

– Потребители по-разному дают понять о своих запросах и претензиях. Конечно, при выборе заправки имеют значение многие резоны, но всетаки главные из них – качество топлива и точность меры отпуска. Вот если в радиусе 2 километров в городе и 5–6 километров на трассе стоят три-четыре заправки разных фирм примерно с одинаковым качеством топлива и более или менее близкими погрешностями техники, то начинают играть роль сопутствующие факторы: есть ли дополнительные сервисы, удобны ли заезд-выезд, планировка торгового зала, наличие и состояние форменной одежды у работников. Ну и дисконтные программы, конечно.

Если говорить о качестве топлива, имеющегося сегодня в розничных сбытовых сетях в Петербурге, то мы имеем довольно хорошее представление о предмете. Несколько лет назад была упразднена нефтяная инспекция – орган, выдававший лицензии на торговлю и занимавшийся проверкой соблюдения лицензионных условий. Это практически совпало с изменениями в налогообложении, фактически стимулировавшими производство прямогонного бензина (выпускаемого для нужд нефтехимических производств. – К.Б.) и сбыт его под видом моторного. Единственным препятствием для резкого снижения безопасности потребителя на топливном рынке стали акции саморегулируемых организаций нашего бизнеса. Конечно, как в любом другом бизнесе, в нашем есть и компании-однодневки, и те, кто «собрался на выход», готов продать свой бизнес и вложиться во что-нибудь более прибыльное. Но основная масса участников рынка, сложившегося за 15 лет, не мыслит себя вне его. Нам уже не «все равно, на чем делать деньги». И купаж (смешение разных сортов топлива, «бодяжение». – К.Б.) объективно мешает общему рыночному интересу.

– Насколько обширна судебная практика по искам со стороны потребителей?

– Знаете, я сам немного удивлен, но про случаи судебных исков по факту продажи некачественного топлива на АЗС мне неизвестно. Отчасти это следствие нашей общей правовой безграмотности, отчасти – технической сложности процедуры отбора арбитражной пробы. В принципе очень трудно доказать, что в бензобаке в момент отпуска бензина ничего не было и что двигатель работает плохо по вине именно этого бензина. Объективности ради скажу: ощущения, касающиеся изменений в работе двигателя, на основании которых автомобилистами зачастую делаются выводы о качестве залитого в бак топлива, не всегда верны. Прежде чем говорить о «бодяжности» купленного топлива, неплохо бы проверять настройки двигателя не раз в год, а хотя бы два раза.

Потребители, считающие, что им продали некачественное топливо, предпочитают обращаться к руководителям компаний. Не к начальнику АЗС, а прямо к первым лицам всей сети. Чаще всего это имеет эффект. Компании, ее собственникам и руководителям невыгодны колебания качества. И если инициатива по реализации сомнительного топлива принадлежит низовым работникам, то в глазах руководства компании это означает, что те попросту воруют. Какому собственнику понравится, что у него работники крадут?

– Влияет ли на качество реализуемого в розничной сети топлива техническая политика заводов-производителей и ситуация в отрасли в целом?

– Еще как влияет. С отменой системы Госстандарта техническое регулирование стало носить уведомительный характер. Нефтяные компании, владеющие перерабатывающими заводами, сами выпускают регламенты и техусловия, которые должны выполнять. На практике это означает, что каждый завод выпускает свой стандарт исходя из имеющегося у него набора технологических процессов и оборудования. Вы знаете, что вот уже 15 лет нефтяные компании вкладывают в модернизацию своих НПЗ в 10 раз меньше, чем в бурение? Заводы в России устаревшие, энергозатратные, с малой глубиной переработки и низкой долей вторичных технологических процессов, оборудование изношено.

И конечно, влияет высокая степень концентрации в перерабатывающем секторе. Фактически российские заводы, входящие в структуру той или иной вертикально интегрированной нефтяной компании, не конкурируют друг с другом по качественным показателям. Максимум их гибкости – ценовые маневры. Но ситуация с ценообразованием, когда между заводом и, допустим, независимой сбытовой сетью обязательно имеются «прокладки», накручивающие от 100 до 300 рублей за тонну, оптимизма не внушает. Возможно, ситуация начнет меняться, если в России по-настоящему заработает биржевой механизм формирования цен на продукты переработки нефти. Тогда у НПЗ может появиться стимул производить более качественное топливо.

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
03.07.2007
Поделиться: