Батяня
Согласно школьным учебникам российской истории первым воздухоплавателем на планете был крестьянин Иван Крякутной. Он изготовил самодельный воздушный шар, на котором поднялся выше колокольни. За что, собственно говоря, и пострадал. Не оценившие технологического прорыва российские чиновники в лице тогдашних подьячих повелели бить изобретателя батогами, а созданный им девайс был объявлен сатанинским наваждением и уничтожен. Так гласит молва.
Братьям Монгольфье повезло больше. Будучи французами, они, создав свой воздушный шар, не только избежали побоев, а, более того, были вознаграждены бессмертием, так как все летательные аппараты, поднимающиеся в воздух посредством нагревания воздуха в оболочке, стали называться монгольфьерами.
Да, строить и изобретать в России всегда было нелегко. За какой-нибудь самодвижущийся объект, созданный своими руками, можно запросто угодить в каталажку и в наши дни. Тем удивительнее на этом фоне выглядят достижения конструктора Дмитрия Парфенова, который, начав еще при советской власти самодельщиком, прошел через тернии к звездам и стал главой КБ. Старшее поколение помнит Парфенова по самодельному спорткупе «Лаура», о котором в былые годы много писал журнал «Моделист-конструктор».
Ручная работа
«Комбат» Т-98 – это, пожалуй, одна из вершин эволюции несерийного российского автомобилестроения. Его без натяжки можно назвать нашим ответом американскому Hummer и японскому Mega Cruiser. Вернее, не ответом, а российской версией того же Hummer, ибо в производстве «Комбата» используются узлы и агрегаты американского происхождения от корпорации General Motors. Донорским автомобилем для конструкции Дмитрия Парфенова послужил большой джип Chevrolet Suburban. Во Владивостоке такие аппараты можно встретить возле консульства США.
Т-98 изначально проектировался в лихие 90-е годы как бронеавтомобиль повышенной комфортности. И повышенной проходимости. Нечто вроде БТР для бизнесменов, которые были и остаются главной целевой аудиторией «Комбата». Армия мало заинтересована в подобных машинах, так как штучное производство слишком дорого, а для людей, в уставе которых прописана необходимость стойкогоперенесения тягот и лишений, комфорт на поле боя излишество. Зато в среде обеспеченных людей подобные эксклюзивы ценятся весьма высоко.
Несомненное достоинство «Комбата» – уникальное сочетание элитарности с утилитарностью: при всем своем высокомерии автомобиль является полноценным джипом. Конечно, в «Золотой рейд» без специальной подготовки на такой машине не поедешь, но свернуть с асфальта, чтобы догнать злоумышленника или, напротив, уйти от погони, Т-98 позволяет. Мощный мотор и 36-дюймовые колеса уверенно волокут мастодонта по буеракам. Единственными препятствиями для преодоления серьезного бездорожья являются недостаточно большой для столь длинной базы клиренс и великоватый кормовой свес. Впрочем, последнее характерно лишь для кузова вагонной компоновки. КБ Парфенова делает и «Комбат»-седан, у которого угол съезда гораздо больше.
Единственный за Уралом
От родного Санкт-Петербурга до Владивостока Т-98 добирался «железкой». Гнать автомобиль своим ходом через всю страну не совсем разумно. А в Приморье он сразу же стал уникумом и шоу-стоппером. Еще бы! Ведь машина сделана по индивидуальному заказу в единственном экземпляре. Под капотом установлена бензиновая V-образная «восьмерка» мощностью свыше 400 л.с. Стандартное предложение КБ Парфенова – максимум 350 л.с. Салон вместо восьми имеет лишь шесть мест, и владелец уже вынашивает планы оставить внутри всего четыре кресла. Зато по уровню комфорта автомобиль превосходит все ранее сделанные Парфеновым «Комбаты», так как заказчик пожелал иметь машину президентского класса. Что неудивительно: хозяин приморского Т-98 – действительно президент. По словам Фазила Алиева, президента судоходной компании «РИМСКО», любовь к технике и необычным машинам досталась ему от отца – водителя грузовика. И кроме «Комбата» в личном гараже бизнесмена сегодня есть Hummer, с которым часто сравнивают Т-98 и другие машины.
Познакомиться с русским «мега-крузером» можно на гонках чемпионата Владивостока по дрэг-рейсингу, которые проходят на Шаморе. Автомобилист Алиев – поклонник автоспорта и часто приезжает на соревнования. На одном из этапов как-то раз он даже выпустил в шоу-заезд обоих своих монстров – «Комбата» и Hummer. Первый оказался более быстрым.
«Комбат» лучше Hummer не только по динамике, считает президент.
Что ж, поверим человеку, он делает вывод из собственной практики – и немалой. И порадуемся, что времена подьячих, преследовавших Крякутного, миновали.