«Председатель»
– Обязательно посмотрите эту машину! Редкий, интересный автомобиль! – уговаривал меня один знаток автостарины, подводя к тяжеловесу-внедорожнику, гордому детищу советского автопрома – ГАЗ М72.
Владелец автомобиля, знакомясь, протянул загорелую руку:
– Святослав Оводов.
Этого я никак не ожидала. Чтобы известный пианист вдруг оказался любителем повозиться с движками-подвесками? А как же руки?!
И нам подражали!
Святослав Оводов – музыкант и педагог, руководитель камерного оркестра «Кредо» и духового оркестра Красноярского училища искусств, автор идеи проведения уникального музыкального фестиваля «Классик-шоу». А еще он поклонник старых автомобилей.
– Я совершенно равнодушен к новым машинам. Когда по телевизору показывают модные тачки, спокойно переключаю на другой канал.
Мнение о том, что в России выпускались лишь копии европейских и американских образцов, укоренилось в сознании крепко. И все-таки у россиян есть повод для гордости за собственного автопроизводителя. Всего три года, с 1955-го по 1958-й, выпускался отечественный вездеход ГАЗ М72. Машина стала воплощением концепции комфортабельного внедорожника. За границей о создании таких авто в то время даже не задумывались. В СССР их выпустили всего 4677 штук. Автомобиль был создан на базе «Победы» (ГАЗ М20) – первой отечественной машины, не скопированной с зарубежного аналога. В свободную продажу он не поступал.
Старое и новое
– Они изначально предназначались для партийно-хозяйственных руководителей села. Чтобы получить такой автомобиль, его надо было заслужить, – объясняет Святослав.
– Так вы сейчас почти в ранге председателя колхоза? – пошутила я.
Музыкант добродушно рассмеялся в ответ. Он вообще оказался интересным и остроумным собеседником. Рассказал, как искал свой джип по всей России, а нашел его в Новосибирской области, в Бердске.
– Автомобиль принадлежал парню, который занимался подводной археологией, поднимал старинные вещи со дна Новосибирского водохранилища, предметы из затопленных деревень.
– Вид у машины внушительный. Наверное, тяжело ею управлять?
– Жесткость кузова здесь увеличена раза в полтора – за счет приваренных стальных вставок. Автомобиль тяжелее «Победы» на 300 кг. Но в нем совсем не устаешь.
– Советские машины упрекали в неповоротливости, согласны с этим?
– Со старым мостом действительно были сложности в маневрировании. Но я поставил передний мост от Hunter и добился такого угла поворота, который позволяет разворачиваться даже там, где не всякая иномарка развернется. Сейчас думаю поменять и задний мост.
– Не мешало бы подновить покраску кузова…
– Вы правы, надо. Краска местами даже отшелушивается. Но на все пока средств не хватает. Например, замена двигателя обошлась в 26 тысяч, моста – в семнадцать. Я не стремлюсь полностью сохранить ходовую часть оригинала: эксплуатирую машину ежедневно, это требует доработок, изменений, чтобы уверенно чувствовать в сегодняшней дорожной ситуации.
– Ездите только по городу?
– Совсем нет! Вот только что вернулись с учениками из Енисейска. Туда проскочили пулей. Правда, на обратном пути застучал мотор. Заехали в сервис, оказалось, поршень полетел. Починили, дальше поехали. В прошлом году были на Байкале и в Ергаках. В гору забирались полчаса – на первой передаче, но забрались!
– А движок не греется при таких нагрузках?
– Так у меня электровентилятор стоит! Я вообще считаю, что чем больше ездишь на машине, тем она лучше и дольше служит.
– Руки не боитесь повредить, когда ремонтом занимаетесь?
– Не боюсь. Ремонт – это тоже творчество. Автомобиль тех лет – предмет искусства. Он, как и музыка, заслуживает уважительного к себе отношения. И радует ничуть не меньше.