Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Лига чемпионов

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ
Полная версия

СПОРТ

КАМАЗ ДЛЯ РАЛЛИ-РЕЙДОВ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ

АНДРЕЙ СИДОРОВ. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

Выиграть супермарафон "Париж - Дакар" в автоспорте столь же престижно, как завоевать "золото" на Олимпийских играх. Победителей знает весь мир. Спортсменов - в лицо, машины - по силуэту и фирменной боевой раскраске. К сожалению, видеть гонку воочию могут лишь избранные - вечно воюющие африканские племена да те, кто каким-то образом оказался причастен к каравану гонки. Остальной мир каждый год в начале января припадает к экранам телевизоров.

Увы, России, похоже, не нужно знать своих героев. Максимум, что удавалось увидеть за последнее время - пару-тройку десятисекундных сюжетов, нарезанных из тех, что дает в эфир французская телекомпания. КамАЗов в этих обрывках, как правило, нет - зачем рекламировать чужаков? А между тем уже который год команда "КамАЗ-мастер" уверенно лидирует в марафоне.

ПАЛКИ В КОЛЕСА

Но большой спорт - большие деньги, а их в конечном счете создает интрига, непредсказуемость и острота борьбы. Чтобы хоть как-то стреножить камского мустанга, джентльмены по ходу дела вводят новые правила и норовят сделать это в последний момент.

За три месяца до старта Дакара-2002 предписали перенести двигатель из середины рамы под кабину (читай - сделать новый автомобиль). Не помогло - см. ЗР, 2002, № 5, "Одинокий волк "Дакара". В 2003-м понадеялись на чудовищную мощь грузовиков ДАФ отца и сына Де Роев - опять мимо подиума!

К нынешней гонке организаторы потребовали подтвердить серийность выпуском пятнадцати "камазов" - аналогов спортивного грузовика и провести их омологацию. Это в соответствии с новым регламентом должно стать допуском "боевых" к очередному трансафриканскому ралли.

Очевидно, что эти ухищрения преследуют единственную цель - потеснить фаворитов ралли - российских и чешских гонщиков и таким образом протолкнуть в лидеры кого-нибудь из западных экипажей. Не мытьем, так катаньем! А к следующему марафону уже готовятся мероприятия по удушению двигателей - ограничительные шайбы на входе воздуха в турбокомпрессор. Дело в том, что ведущие западные производители уже много лет строят двигатели для кольцевых гонок грузовиков и с такими ограничениями хорошо знакомы. Шайба диаметром 74 мм, если компрессор один, или две шайбы по 51 мм, если два нагнетателя - для них дело привычное. Даже с ними кольцевые моторы развивают под тысячу "лошадей". Наши же, пусть форсированные, но все же серийные, выдают "только" 850. Но марафон не "кольцо" - здесь и надежность ценится не меньше мощности. Забегая вперед, скажем, что на эти "происки империализма" КамАЗу есть чем ответить.

Впускные патрубки компрессоров можно, например, сделать в виде сопла Лаваля, а шайбы разместить заподлицо в критическом сечении. Тогда вреда от них практически не будет.

Или подвеска. Теория утверждает, что для автомобиля повышенной проходимости нужна податливая на кручение рама. С ней вероятность диагонального вывешивания колес минимальна. Но такая податливость на высоких скоростях идет во вред управляемости, рассогласовывая работу подвески - машина начинает рыскать. У спортивного КамАЗа рама очень жесткая, а с рельефом трассы борются только рессоры и гидропневмостойки с встроенными амортизаторами - очень удачная, к слову, конструкция.

...Итак, комиссии представлены пятнадцать новеньких КамАЗ-4911 EXTREME, мало чем отличающихся от известных всему миру победителей ралли-рейдов. Что стоило это заводу - отдельный разговор, зато сегодня, пусть недешево, но эту машину можно купить!

СЕРИЙНЫЙ "УБИЙЦА"

Перед нами серийный грузовик быстрого реагирования.О том, как устроены его спортивные собратья, мы рассказывали в ЗР, 2000, № 5 и 2002, № 5.Там есть и технические характеристики. Сегодня несколько слов о "ширпотребе".

Основных отличий не так уж много - чуть менее форсированный двигатель, нижнекамские шины вместо "Мишлена", стальные, а не легкосплавные колеса, "гражданские" сиденья да обычные топливные баки вместо алюминиевых. Остальные мелочи, необходимые в гонке, но бесполезные в повседневной жизни - не в счет. Ну зачем, например, отслеживать температуру гидропневматических стоек подвески при темпе движения, доступном простому смертному? Поверьте, задолго до того как она приблизится к критической, водитель, да и пассажиры запросят пощады.

Три года назад мне довелось покататься за рулем подобного КамАЗа по заснеженному полю (см. ЗР, 2000, № 5). Отдав семь лет жизни гонкам на багги, я считал, что дискомфорт от езды по пересеченной местности мне в общем-то привычен. Но когда победитель Дакаров Владимир Чагин прокатил меня по разбитой лесной грунтовке, понял, что заблуждался. О том, что испытывает за рулем гонщик, можно только догадываться, но на месте штурмана не только разговаривать боязно (язык прикусишь!) - видеть дорогу не так-то просто. На скорости за сотню машина, кажется, летит над дорогой, приземляясь лишь для того, чтобы откорректировать курс и в очередной раз оттолкнуться для прыжка. Полет проходит на высоте в среднем полтора метра, а очередное касание земли метров через двадцать. Слева - телеграфные столбы, справа - деревья, но поле зрения сужается почти до ширины дороги, а глаза выискивают ближайшую кочку, перед которой надо успеть сгруппироваться и напрячь шею, чтобы не слишком больно стукнуться шлемом о подголовник сиденья.

Удается, прямо скажем, не всегда. А в наушниках между тем спокойный голос пилота, комментирующего ход "гонки" и приемы прохождения того или иного ухаба. В общем, уже через десять километров подобной езды чувствуешь себя помятым мешком с костями. Каково же экипажу ехать в таком темпе по тысяче километров кряду? Не случайно за один "Дакар" они худеют на восемь-десять килограммов.

Вот и получается, что реальная "максималка" на бездорожье ограничена не мощностью двигателя или прочностью автомобиля, а прежде всего живучестью экипажа, его способностью переносить перегрузки, сохраняя работоспособность, и физической подготовкой.

Иными словами, серийный "Экстрим" с лихвой перекроет запросы самого взыскательного покупателя. Цена машины - под стать возможностям - 250 тыс. долл. Много это или мало - зависит от состоятельности покупателя и цели покупки. Спецслужбы, например, уже заказали несколько штук для своих тайных нужд. Присматривается и МЧС. С другой стороны - альтернативы-то нет. Ну какой еще грузовик сравнится с "Экстримом" в скорости, проходимости, живучести и надежности? Даже легендарный " Хаммер Н1" ценой под 150 тысяч против КамАЗа - детская страшилка. И везет-то всего ничего, и едет только по ровному бездорожью, зато килограмм его американского веса обойдется чуть ли не в полтора раза дороже. А уж во что влетит эксплуатация - одному Богу известно. Наш же "Экстрим" - серийный, то есть с ремонтом и обслуживанием машины особых проблем не предвидится, все много раз проверено гонками.

Когда выйдет в свет этот номер журнала, почти такие же КамАЗы будут штурмовать очередной "Дакар". Пусть им сопутствует удача.

250 тысяч? Надо брать!

Серийный "Экстрим" почти не отличается от "боевого".

Фиксация кабины "Экстрима" - резьбовыми пальцами.

Вспомогательное оборудование "Экстрима" проверено ралли-рейдами.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.01.2004
Поделиться: