Грин-карта по-русски
Отпускной сезон в самом разгаре, и многие автолюбители отправляются путешествовать на личном транспорте не только по нашей стране, но и за границу. Как правильно оформить страховой полис ОСАГО при выезде за рубеж, в частности на территорию действия так называемой грин-карты, нам разъяснил заместитель директора бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков Сергей Разуван.
ГЗР: Сергей Иванович, подскажите, куда должен обращаться автовладелец за оформлением грин-карты: в свою страховую компанию или непосредственно к вам, в РСА?
Дело в том, что продажа грин-карты, то есть страхового полиса ОСАГО, действующего на территории определенного списка государств, включающих ЕС и ряд прилегающих к нему стран, у нас осуществляется в виде посредничества. То есть наши страховые компании выступают в роли агентов при продаже полисов ОСАГО иностранных компаний. Соответственно эта процедура осуществляется в страховых компаниях, а не у нас. Там же клиенту подробно объяснят, какие документы нужны для оформления грин-карты. Не думаю, что с этим могут быть связаны какие-то дополнительные трудности. В принципе, покупка грин-карты не должна занять больше времени, чем оформление обычного полиса ОСАГО.ГЗР: Как-то отличается оформление полисов при выезде в ту или иную страну действия гринкарты?
Принципиальной разницы в правилах нет. Различия могут возникнуть лишь в тарифах, которые в Европе назначают автостраховщики. Дело в том, что наша система государственного регулирования тарифов ОСАГО – дело довольно устаревшее. Европа уже давно отдала этот вопрос в руки частного бизнеса (к этому шагу она была готова морально и технически). Поэтому не стоит удивляться, если стоимость полиса ОСАГО будет варьироваться у разных страховых компаний. К тому же стоимость полиса зависит от срока поездки. Чем дольше вы собираетесь путешествовать, тем дороже будет карта. Можно приобрести полис и на границе, но тогда он обойдется на 10–20% дороже, чем в страховой компании.ГЗР: Какие сложности ждут российского водителя, если он попал в ДТП с грин-картой на руках?
В первую очередь языковые. Всем известно, что с момента столкновения и до выплаты компенсации ущерба участники проходят длительную и сложную процедуру оформления и разбирательства. И здесь скорость продвижения дела, конечно, зависит от того, насколько понятен его ход нашему автолюбителю. Кроме того, россиянин должен хотя бы примерно разбираться в самой процедуре. И здесь в разных странах, даже внутри ЕС, действуют разные правила, взять хотя бы процедуру прямого урегулирования убытков по ОСАГО. К этому надо быть готовым и заранее изучить национальные особенности в этой области. По идее, наши страховые компании должны информировать клиента об этих нюансах. Но иностранные страховщики могут не снабдить в полной мере российских агентов необходимыми материалами. Другое дело, если бы наша страна находилась в зоне действия грин-карты… Мы ожидаем этого события к 2009 году, хотя конкретные сроки зависят от множества факторов – в первую очередь от внесения соответствующих поправок в наше законодательство. Но решение российских органов власти лишь первый шаг. Далее должна последовать заявка в специальный комитет ООН. Именно эта организация заведует функционированием грин-карты. В ООН понадобится время, чтобы эту заявку рассмотреть. А пока РСА готовит необходимые материалы, подробно информирующие клиента о правилах ОСАГО в разных государствах. Кроме того, нужно учитывать, что если водитель будет проезжать несколько стран, то он должен разбираться в правилах ОСАГО каждой.Страны-участницы
В бюро «Зеленая карта» входят:
Австрия, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия.
Из европейских стран в систему не входят лишь Армения, Азербайджан, Грузия, Россия.
Стоимость полиса
Срок действия страхового полиса может варьироваться от 15 дней до одного года. Вы можете выбрать один из четырех вариантов программы с различной территорией действия полиса: все страны-участницы бюро «Зеленая карта», страны, входящие в Европейский союз, страны, не входящие в Европейский союз, а также Беларусь, Молдова и Украина. От этого, а также от типа вашего авто зависит стоимость полиса. Например, вы едете в путешествие на месяц на легковом а/м с объемом двигателя до 2500 куб. см и покупаете грин-карту, действующую на территории всех стран-участниц соглашения по «Зеленой карте», включая Болгарию. Тогда, к примеру, в страховой компании РОСНО стоимость вашего полиса составит 79 евро (оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты). При отмене поездки вам возвращается страховая премия (из уплаченной суммы удерживается всего 0,5 евро), если срок действия «Зеленой карты» еще не начался.