В сердце заповедника
До Каменномостского поселка дорога в эти два пункта одна и та же (прекрасное покрытие, хорошая разметка...). В поселке мы еще раз осмотрели так называемую Хаджохскую теснину: узкий и глубокий каньон, который за миллионы лет выгрызла в скальной породе река Белая. Течение ее здесь настолько быстрое, что начинает кружиться голова. Не дай бог свалиться вниз. Рассказывают, что лишь однажды человек сумел выплыть – какой-то партизан, спасаясь от преследования фашистов, прыгнул в теснину... И даже популярные соревнования по рафтингу на Белой проходят выше по течению.
Почти сразу за Каменномостским дорога разветвляется. Направо мы уже ездили в мае и помним: чем выше, чем ближе к плато Лаго-Наки, тем асфальтовое покрытие хуже.
А дорога на Гузерипль великолепна до самого конца, проходит все время по долине Белой, то по одному ее берегу, то до другому. Над руслом бурлящей реки даже в погожий день висит туман. От обрывистого берега трасса, как правило, отгорожена бетонными блоками. Площадки для отдыха встречаются редко.
Природа чарующая – кстати, именно здесь проходили натурные съемки нового телефильма «Печорин». Несколько раз нам на обочине встречались стада овец и табуны лошадей. А проскакивать станицы Даховскую и Хамышки, расположенные в живописнейших местах, надо с осторожностью: за поворотом прямо на дороге может оказаться коровье стадо... Жать на клаксон без толку.
Но вот и Гузерипль. Чем интересно это место? В 1924 году здесь был основан Кавказский заповедник. Гузерипль был и остается центром научной деятельности заповедника. Тут кончается дорога – не асфальтовая, а вообще всякая. Дальше пешком или на лошадях. На левом берегу Белой поселок, а перейдешь мост – и ты уже в заповеднике. Можно посетить музей, посмотреть дольмен, мини-ГЭС на речушке Молчепа – и все. Остальное доступно лишь ученым и лесникам.
К слову, о дольменах. Ровесники пирамид, они распространены по всей Европе. Но в Адыгее их не просто много – тут встречаются целые дольменные «города», до 600 сооружений! Ближайший и самый легкодоступный «город» – в северных окрестностях Каменномостского.
Дольмен в Гузерипле – один из крупнейших на Кавказе.
Экспонаты музея, расположенного в полусотне метров от дольмена, рассказывают о природе этих мест, истории заповедника. Важная ее страница – восстановление популяции кавказского зубра.
Напомним вкратце. В дикой природе кавказский зубр был полностью истреблен в 1927 году, а беловежских оставалось 48 особей, и то в неволе. Родоначальник современных кавказских зубров – единственный представитель подвида по кличке Кавказ, который жил в зоопарке до 1925 года. От его «брака» с беловежскими зубрицами родились семеро телят – первых представителей кавказско-беловежской линии разведения. В 1940 году из Аскании-Нова в Кавказский заповедник завезли пять гибридов зубров и зубробизонов. С этого все и началось. В 80-е годы кавказская полуляция горных зубров насчитывала 1400 особей. Радоваться бы биологам и всем любителям природы. Но многоснежные зимы 90-х и беспрецедентное браконьерство опять поставили популяцию на грань выживания. Увы, сейчас в заповеднике осталось всего 380 зубров.
Местное население то ли в шутку, то ли всерьез называет поселок адыгейским Куршавелем. В Гузерипле несколько вполне приличных частных гостиниц и баз отдыха, а цены на недвижимость, как на Черноморском побережье.
На обратном пути сделали крюк от Каменномостского, чтобы посетить Свято-Михайлово-Афонскую Закубанскую общежительную пустынь. Таково полное название мужского монастыря, в окрестностях которого есть источник святого великомученика Пантелеимона. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы припасть к чудодейственному источнику, наполнить сосуды и трижды окунуться в купальне в 4-градусную воду. Больше часа нам пришлось ждать, прежде чем подошла наша очередь. Вода очень холодная, но не обжигает, а тонизирует. Это ощущение бодрости и какой-то радости не покидало нас и спустя три часа, когда мы въезжали в Краснодар.