Расчетного портрета потенциального покупателя и списка предполагаемых конкурентов в релизе нет. Судя по всему, и то и другое – загадка для самих сотрудников фирмы Dodge. Оно и понятно: снаружи квадратно-угловатый Nitro можно принять за классический внедорожник вроде Mitsubishi Pajero или Land Rover Discovery, однако трансмиссионные возможности указывают на несовместимость Nitro с серьезным бездорожьем – понижающей передачи нет, межосевого дифференциала нет, блокировок межколесных дифференциалов нет.
Строго говоря, даже полноценным кроссовером Nitro считать нельзя: во-первых, у него зависимая задняя подвеска, а во-вторых, по асфальту можно ездить только на заднем приводе, так как жестко подключаемая передняя ось сильно ухудшает управляемость машины и ведет к интенсивному износу трансмиссии. Бездифференциальная связь между осями оказывается полезной только на грунте, позволяя продолжить движение при пробуксовке одной из осей – в этом смысле Nitro схож с внедорожниками, но его геометрическая проходимость исключает вылазки на целину, так как низко висящий передний бампер подобен плугу. Сделан он отнюдь не из стали, а из податливого на ощупь и «безопасного для пешеходов» пластика, и поднимать на нем целину или даже просто передвигаться по ней вряд ли получится. Одним словом, туристические маршруты Nitro ограничены грунтовыми дорогами с не очень глубокой колеей и скромными холмиками (угол въезда всего 17 градусов!). На зимней же или просто скользкой дороге уповать приходится не на полный привод, а на ESP, которая, к счастью, входит в серийную комплектацию.
Так кому нужен такой вот странный автомобиль с невнятной концепцией? Ну как минимум тем, кто без ума от внешности Nitro: спереди он напоминает магистральный тягач в стиле «вестерн» и пугает соседей по потоку, заставляя их уступать дорогу. Кроме того, из-за длинного капота и маленьких боковых окошек Nitro кажется больше, чем есть на самом деле. Усиливают этот эффект 20-дюймовые полированные колесные диски из легкого сплава (опция). Езда на таком автомобиле по городу сулит повышенное внимание, на нем можно эффектно подъехать к ночному клубу, и эффект будет покруче, чем от какогонибудь спорткара – Nitro подавляет, доминирует, внушает уважение, страх, зависть. Поверьте, в нашей стране найдется немало покупателей, желающих вызвать у окружающих именно эти чувства.
Впрочем, страсть к самоутверждению отнюдь не обязательный мотив к покупке Nitro. Давно известно, что большая и высокая машина дарит водителю ощущение безопасности. И не столь важно, что это ощущение ложное, главное – психологический комфорт. Именно поэтому за рулем внедорожников и кроссоверов так много дам. В кабине Nitro, несмотря на бескомпромиссный стиль техно в оформлении, им будет тепло и уютно – здесь они как за каменной стеной. Ни один другой кроссовер не даст такого ощущения могущества и уверенности за рулем, как Nitro! Вместе с тем совладать с этой машиной сможет даже ребенок: руль легко вращается одной рукой (обратная связь при этом вполне ощутима), крены в поворотах на удивление невелики, обзорность хороша – управлять Nitro немногим сложнее, чем обычной малолитражкой. Привыкать придется разве что к тормозам: почти две тонны снаряженной массы дают о себе знать сильными клевками кузова – учитесь точно дозировать тормозное усилие. Понравится Nitro и мужчинам – достаточно хорошей для автомобиля с зависимой задней подвеской управляемостью и мягкостью хода, бодрым разгоном и плавной работой АКП (небольшие рывки при переключениях заметны только в режиме kick-down), сочным и грубым звуком бензинового двигателя. Единственное противопоказание к покупке – большой рост: водитель ростом 186 см упирается головой в потолок при максимально опущенном кресле. Правда, тестовый автомобиль был оснащен люком в крыше, а с ним потолок ниже на пару сантиметров.
На заднем сиденье Nitro с комфортом усядутся три человека, но провиант для пикника придется плотно утрамбовывать: грузовое отделение у Nitro небольшое, объемом всего 389 л (по методике SAE), а погрузочная высота приличная – выручает выдвижная платформа, транспортирующая тяжелый груз в недра багажника. Ее же при желании можно использовать в качестве столика для закуски или лавки для перекура.
Стоит ли Nitro тех тридцати с лишним тысяч евро, что требуют за него российские дилеры Dodge? Если закрыть глаза на некоторые огрехи в качестве изготовления, то Nitro, безусловно, неплох. Однако закрывать глаза на качество захотят далеко не все, а тот, кто сможет это сделать, вынужден будет вдобавок заткнуть и уши – во время движения в салоне все время что-то поскрипывает и постанывает, а асфальт с грубой текстурой наполняет его совсем уж неприятным звуковым сопровождением. Правая задняя дверь установлена с перекосом. Эмблема на багажной двери наклеена криво. Пластиковая накладка на левой стойке ветрового стекла отслаивается. Кофр между передними сиденьями ходит ходуном, а его стенки с внутренней стороны топорщатся облоем. На максимальную скорость все это, конечно, не влияет, но сравнения с китайскими «джипами», которые мы неоднократно слышали от независимых пассажиров, явно не идут на пользу имиджу фирмы Dodge.
Самое неприятное, что в русле развода концернов Daimler-Benz и Chrysler (куда входят марки Dodge и Jeep) ждать позитивных изменений качества в краткосрочной перспективе вряд ли стоит – переходные периоды в Chrysler всегда не лучшим образом отражались на качестве его продукции. Информация о том, что в 2008 году Chrysler начнет выпускать автомобили совместно с китайской фирмой Chery, тоже не вселяет потребительский энтузиазм в достаточно состоятельную клиентуру, на которую рассчитан Dodge Nitro. Но его оригинальная концепция или, если хотите, отсутствие таковой в нашу эпоху нишевых автомобилей выглядит вполне жизнеспособной. Те, кому нужны серьезные внедорожники, легко найдут их в отделении Jeep, а Dodge – это прежде всего грубый, мощный и экспрессивный дизайн, демонстрация силы и власти. Все остальное вторично, в том числе и качество, и возможности на бездорожье, и расходы на содержание, и перспективы перепродажи.
Подпишитесь на «За рулем» в