Жуки в погонах
В тридцатые годы идея «народного» автомобиля витала в воздухе. Земляк фюрера Фердинанд Порше, посетивший в 1930 году заводы Форда в Америке, имел свой взгляд на эту идею. Он не стал делать уменьшенную копию существующей машины, а представил принципиально новую концепцию «народного» автомобиля. Сохранив компактность и скромные габариты, Порше разместил мотор воздушного охлаждения сзади. Это облегчило и удешевило автомобиль, позволило избавиться от карданного вала и его туннеля на полу. Обе подвески стали торсионными, а тяжелая рама уступила место несущему кузову с основанием из гофрированных листов. Кузов каплеобразной формы положительно сказался на аэродинамике. Так появился Volkswagen Kdf 11, позже прозванный «жуком». Его аббревиатура расшифровывалась как Kraft-durch-Freude Wagen – сила через радость.
Радость за 5 марок
Автомобиль конструкции Порше сразу стал одним из элементов политической программы Германии. «Германские рабочие не должны добираться до рабочего места пешком или на велосипеде. В условиях национал-социализма все они будут иметь собственный автомобиль», – утверждал Адольф Гитлер, как никто другой из немецких политиков способствовавший моторизации страны. Именно он выдвинул амбициозную программу улучшения германских шоссейных дорог – автобанов, решив тем самым еще и проблему безработицы. Он же упростил процедуру получения водительских прав и значительно уменьшил налог на автомобили, понимая, что это положительно скажется на его рейтинге.
Интересы австрийцев Гитлера и Порше сошлись. Ознакомившись с идеями конструктора, фюрер приказал финансировать бюро Порше. Ежемесячно стали приходить субсидии, и в 1934 году были готовы три прототипа. Одновременно Порше и вся его семья получили немецкое гражданство, а на открытии Берлинского автосалона весной 1935-го Гитлер особо отметил работу Порше, публично назвав его великим конструктором. В 1937 году собрали уже 30 автомобилей, успешно прошедших испытания, к которым подключили водителей из СС. Тем временем началось строительство нового завода Volkswagen, где планировалось начать массовый выпуск Kdf 11. На закладку первого камня публично помахать лопатами съехалась всяверхушка рейха. После чего к строительству привлекли заключенных из концлагерей. Фердинанд Порше лично обращался к рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру с просьбой увеличить количество рабочих. Пока строили завод, правительство объявило программу займа: граждане Германии могли вкладывать по 5 рейхсмарок в неделю и таким образом предварительно оплатить свою будущую машину. Пропаганда сработала, и кампания по сбору денег оказалась успешной – под это дело подписались 336 668 немцев, но «силы через радость» так никто из них не испытал. До начала войны успели сделать только две сотни Volkswagen Kdf 11. С сентября 1939 года производство гражданских «жуков» для Германии отступило на второй план. Еще недостроенный завод стал получать военные заказы. С 1940 года начался выпуск армейских автомобилей VW Kubelwagen Typ 82 на базе KdF 11.
Ковши и лоханки
Мысль о возможности военного использования своей машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а 1 февраля 1938 года управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля. Спустя девять месяцев Порше представил вермахту Kubelsitzwagen (автомобиль с ковшеобразными сиденьями), рассчитанный на перевозку четырех солдат с вооружением. Впоследствии он получил укороченное название Kubelwagen – сейчас многие считают, что его так назвали изза формы кузова, напоминающей ковш или лоханку, но это неправильно. Испытания автомобиля показали, что он значительно превосходил все остальные легковые автомобили вермахта даже несмотря на отсутствие полного привода. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации, а также дешев – стоил всего лишь 2782 рейхсмарки. На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался 4-цилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг с максимальной скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе – экономичность машины пришлась кстати из-за постоянного дефицита топлива в немецкой армии. Автомобиль находился в производстве до апреля 1945 года. За это время выпустили 50 435 экземпляров – VW Kubelwagen Typ 82 стал самым распространенным автомобилем вермахта.
«Кюбели» широко использовались во всех видах немецких войск на обоих фронтах, но особенно его достоинства, как отмечают военные и автомобильные историки, пришлись к месту на Восточном. Небольшая масса и максимальная загруженность ведущих колес позволяли легко преодолевать российское бездорожье, а легкий передок не зарывался в грязь. Двигатель воздушного охлаждения избавил водителей от проблем при запуске машины в мороз – ведро горячей воды для этого уже не требовалось, а летом не мешала даже пыль, которой забивались радиаторы остальных машин: у «Кюбеля» приток воздуха к мотору шел из незапыленных зон.
Зимой 1942 года специально для танковых войск Восточного фронта на базе Typ 82 спроектировали и сделали Anwerfengetriebe – стартер для запуска танковых двигателей в мороз. В удобстве вождения Kubelwagen не имел равных: независимая подвеска на торсионах хорошо воспринимала неровности дорог, при этом руки водителя не уставали от постоянных толчков при наезде на бугры и кочки, а руль был очень легким. Достоинстваавтомобиля оценили и противники немцев – трофейные Kubelwagen использовались и войсками союзников, и нашими. Особенно его полюбили американцы, которые выменивали у французов и британцев Willys MB на трофейные немецкие Kubelwagen, причем по курсу 3:1 – три «Виллиса» за один «Кюбель»!
Пропавшие на востоке
Конструкция VW Kubelwagen Typ 82 оказалась настолько удачной, что даже спустя десятилетия после войны на службу в Бундесвер стал поступать его усовершенствованный аналог VW 181. Сейчас «Кюбели» в великом множестве распродают после списания. А вот оригинальный Kubelwagen Typ 82 времен войны – большая редкость. Значительная часть машин погибла на Восточном фронте, а из тех, что уцелели, сохранились до наших дней лишь немногие. Один из них принадлежит московскому коллекционеру Вячеславу Лену. Популярность автомобиля среди собирателей военной техники привела к наводнению рынка подделками на базе послевоенных «жуков», но представленный на фото Kubelwagen оригинальный, что подтверждается номерами рамы и кузова, а также документами.