Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Право на права

Право на права
Полная версия

За первое полугодие 2007 года только 57 процентов экзаменуемых сдали экзамен на водительские права с первого раза. Остальные пошли доучиваться. А, к примеру, за последнее полугодие 2006 года таковых было 75 процентов.

Дополнительные занятия и пересдача – это не только нервное потрясение и трата времени, но и дополнительные расходы. Если в среднем стоимость обучения в оренбургских автошколах начинается с 8 тысяч рублей, то на дополнительные часы по вождению или теории ПДД будьте готовы выложить еще 2 тысячи рублей и выше. Все зависит от уровня подготовки неудачника. Если верить цифрам, этот уровень едва удерживается на отметке «удовлетворительно». В областном центре сегодня насчитывается 32 автошколы. Везде обучение платное. Почему же при таком количестве автошкол, да еще на платной основе, такой низкий уровень подготовки?

Законный ажиотаж

Начальник Межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГИБДД при УВД Оренбурга Александр Васильев:

– В 2006 году по России прошел слух, что депутаты Госдумы собираются увеличить время предэкзаменационной подготовки в автошколах с трех до шести месяцев. Естественно, должна была возрасти и стоимость обучения. Будущие водители решили не дожидаться принятия такого закона и хлынули в автошколы. Ажиотаж наблюдался в конце 2006 года. Если раньше за полугодие азбуку ПДД в Оренбурге проходило около 10 тысяч новичков, то сегодня в ГИБДД обращаются до 20 тысяч желающих сдать экзамен. Очевидно, что в автошколах к такому потоку не были готовы. Не секрет, что все помещения частные автошколы арендуют. Не хватает и техники для практических занятий, а стоит она тоже недешево. Прибавьте затраты на оплату труда преподавателей, которые, подобно педагогам общеобразовательных школ, получают мизерное жалованье. К тому же действительно профессиональных учителей в городе постоянно не хватает. Что уж говорить о найме высококвалифицированных специалистов! Из-за этого руководство автошкол при приеме на работу инструкторов смотрит на их квалификацию сквозь пальцы. Отсюда и плохое преподавание, и слабые знания учеников.

По «легкому» пути

Новый закон об ужесточении требований к обучению будущих водителей пока не приняли, но фактически для большинства желающих получить права срок обучения все равно поднялся до шести месяцев, так как после неудачной попытки сдачи экзамена в ГАИ до окончательной пересдачи проходит еще 2–3 месяца. Естественно, наслушавшись от знакомых про все перипетии, связанные с обучением, экзаменами и денежными затратами, некоторые начинают искать более легкие пути к получению долгожданных корочек. Вариантов немного: заплатить «отходные» тем, кто принимает экзамены, либо уговорить своего преподавателя решить проблемы с экзаменаторами. Правда, в ГИБДД утверждают, что им дать взятку за сдачу экзамена практически невозможно.

– Сегодня почти весь экзаменационный процесс предоставлен компьютеру, – объяснил замначальника МЭО ГИБДД при УВД Оренбурга Алексей Фокин. – За один день экзаменуются 120 человек: четыре группы по 30 человек. Компьютер сам подбирает экзаменационные билеты путем случайного набора цифр.

Предусмотрено 40 билетов по 20 вопросов в каждом плюс комментарии. Всего 800 вопросов. Пользоваться сотовыми телефонами запрещено, а за тем, чтобы вы случайно не заглянули в шпаргалку, бдительно следят инспектора. На подготовку ответов предусмотрено 20 минут, и времени, чтобы выйти из аудитории за правильным ответом, у вас не будет. Переговоры с соседом по парте воспрещены – выгонят обоих. Обо всех правилах пользования компьютером вам расскажут заранее.

Что касается изготовления водительского удостоверения кустарным способом, то об этом также не может быть и речи. Дело в том, что каждый индивидуальный номер удостоверения хранится в компьютерной базе. На любом посту ДПС малейшее несоответствие будет выявлено и подделка выплывет наружу. К тому же права периодически нужно продлевать в ГИБДД. Ну и не стоит забывать, что за подделку документов предусмотрена уголовная ответственность.

Школьный лохотрон

Единственный вариант получить права «по-легкому» – это договориться с преподавателем автошколы, который за определенное вознаграждение решит вопрос о вашей успешной сдаче экзамена с инспекторами ГИБДД. Вот тут, как выяснилось, система и дала сбой. Пользуясь печальной статистикой завала первых экзаменов и большим количеством желающих получить права, нечистые на руку преподаватели автошкол перед выпуском из своих заведений якобы за 100-процентную гарантию успешной сдачи экзаменов в ГИБДД стали собирать с учащихся деньги.

– Действительно, бывают случаи, – рассказал Алексей Фокин, – когда педагоги автошкол наживаются, пользуясь схемой так называемого лохотрона. Накануне контрольных экзаменов инструктор недвусмысленно объявляет группе, что гарантирует сдачу экзамена, если каждый заплатит по 3–4 тысячи рублей. Деньги он якобы передаст экзаменаторам в ГИБДД.

Нервничающие перед экзаменами учащиеся часто клюют на эту приманку и передают деньги «благодетелю». Заплатившие мзду и действительно сдавшие экзамены с первого раза наивно благодарят преподавателя автошколы, не подозревая, что прошли испытание сами. А тем, кто заплатил, но все равно завалился, посредники тут же возвращают деньги, объясняя, что гаишник взятку не принял. В любом случае за счет тех, кто на права все-таки сдал, инструкторы получают внушительный навар. В 2007 году уже был выявлен факт такого мошенничества: инструктора автошколы привлекли к уголовной ответственности.

Жизнь дороже

Количество транспорта в Оренбурге растет как на дрожжах. Если в 2005 году число легковушек в Оренбурге составляло 110 996 единиц, то в 2006 году – 142 844. А новые городские дороги строятся черепашьими темпами. При таком соотношении уже в ближайшем будущем оренбуржцев ожидают московские пробки. А с учетом ухудшения знаний ПДД автовладельцами растет и количество ДТП, в которых чаще всего виноваты молодые водители (или «чайники», как их называют). Гаишники советуют не искать легких путей получения водительских прав, а стремиться обрести чувство уверенности на дороге. Инструкторам автошкол нужно думать не только о прибылях, но и о требуемой водительской подготовке. Водитель же, обучаясь за свои кровные, должен отстаивать свое право на хорошую подготовку.

Справка

С 1 января по 1 июля 2007 года сотрудниками Межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД при УВД Оренбурга за невыполнение требований по качественной подготовке водителей к сдаче экзаменов по практике вождения и теории ПДД в министерство образования Оренбургской области была отправлена информация на четыре оренбургские автошколы.

Важно

Сотрудники ГИБДД убедительно рекомендуют учащимся автошкол, если педагоги вымогают взятку для успешной сдачи экзамена, не поддаваться на провокацию и сообщить о случившемся в ГИБДД. Телефоны доверия в Оренбурге: (3532) 79-09-32, 79-09-34. Или звоните в редакцию газеты «За рулем – Оренбуржье» по телефону (3532) 75-95-35.

Подпишитесь на «За рулем» в

14.08.2007
Поделиться: