Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Умные и неуязвимые

УМНЫЕ И НЕУЯЗВИМЫЕ
Полная версия

Надо сказать, в мире грузовиков, прицепов, карьерных самосвалов и автобусов царят не только иные названия моделей, размеры и величины рекомендованных давлений. Там по-другому расставлены приоритеты. Нет, конечно, учитываются сцепные свойства, акустический комфорт, другие привычные показатели. Однако их весомость регулируется еще и законами экономики. Здесь принято рассуждать о качестве той или иной шины только после анализа целого комплекса данных, в котором, например, снижение сопротивления качению или повышение ходимости не менее важны, чем улучшение тормозных свойств. Ведь от них напрямую зависят тонны сэкономленного топлива, десятки тысяч дополнительных километров пройденного пути. Давайте разберемся, над чем же сегодня работают создатели шин для грузовиков.

ОДИНАРНЫЕ ВМЕСТО СДВОЕННЫХ

"Супер сингл" (Super Single) - этот термин (кстати, введенный и зарегистрированный компанией "Гудьир") призван обособить новое поколение шин, проще именуемых одинарными. Сначала появившиеся на прицепах, сегодня "синглы" теснят сдвоенные покрышки на ведущих осях грузовиков и автобусов. Острые на язык дальнобойщики тут же нарекли новинку сексуальной. Пухлые формы, выразительный протектор, надо признаться, заметно меняют облик тягача. Но, конечно же, это не главное. Утверждают, что с переходом на "Супер сингл" уменьшается не только количество колес, а еще и сопротивление качению (до 17%), что позволяет, например, на 2% сократить расход топлива. Снижение веса (а пара новых шин "Марафон" (Marathon) 495/45R22,5 на стальных дисках весит на 100 кг меньше четырех традиционных) позволяет в большинстве случаев увеличить нагрузку, не говоря уже об улучшении сцепных свойств, устойчивости и управляемости автопоезда. Подсчитано, что грузовик, полностью обутый в "супер синглы", экономит до 1000 евро в год.

Следующее направление - прицепы. Для них важно понизить центр тяжести, общую высоту и при этом увеличить полезный объем. Ранее низкая рама могла использоваться только при размере колес R19,5''. Ныне на рынок выпущена шина "Марафон-LHT" размерности 455/40R22,5, разработанная в содружестве с производителями трейлеров. Ее применение позволяет не только увеличить размер тормозов, что, естественно, повышает безопасность, но и снизить расход топлива, шум, обеспечить лучшую боковую устойчивость и ходимость.

ДЛЯ ЗИМЫ И ДЛЯ НАТО

Кто из нас не видел печальной картины, когда на скользкой зимней дороге тяжелый автопоезд вдруг становится беспомощным, а то и просто опасным. Результат - многокилометровые пробки, тяжелейшие аварии, гибель людей и потеря грузов. Сегодня потребителю предлагается новейшая разработка "Гудьир" - шина "Ультра Грип WTS", уже признанная одной из лучших зимних шин на рулевую ось грузовиков и на любую - для автобусов. Специальный состав резины, оригинальный рисунок протектора - эти покрышки уверенно держат мокрую и зимнюю дорогу, при необходимости могут быть даже ошипованы. При этом, как и любые другие, "Ультра Грип WTS" подлежат нарезке и повторному восстановлению.

Не забыта военная и другая спецтехника, ориентированная на бездорожье. Среди вездеходов царствуют два размера: традиционный 14,00R20 и новый натовский 375/90R22,5, уже принятый на вооружение некоторыми странами.

Первый из "гудьировских" оффроудов ориентирован на каменистые горные склоны и песок. Не зря эти покрышки испытывали в том числе и на рейдах "Париж-Дакар" - их относят к категории самых жестких. Высокие технологии обеспечивают покрышке не только отменную прочность, но и хорошую защиту от глубоких повреждений.

"Военные" шины характеризуются отличным сцеплением с дорогой как в летнее, так и в зимнее время, высокой устойчивостью к разрывам и работе с пониженным давлением, а также хорошей способностью к самоочищению протектора.

УМНЫЕ И СТОЙКИЕ К ПРОКОЛАМ

Полигон встречает прекрасными средиземноморскими пейзажами и резковатым ветерком. Эх, здесь бы... Но нет, здесь нам наглядно продемонстрируют все перспективные разработки, а вот самим поездить не дадут. Обидно, конечно, ибо дороги тестового шинного центра притягивают коварными поворотами, поблескивают площадки, обработанные наисовременнейшими технологиями полива.

Для начала - демонстрация описанных выше преимуществ шин "Супер сингл". Надо признаться, впечатляет, когда пара грузовиков, едущих параллельно, одновременно включает нейтральную передачу - и один из них легко укатывается метров на 20-30 дальше. Выигрыш одинарной шины при торможении на мокром покрытии не столь велик - метр-полтора с 60 км/ч.

Главное же действо разворачивается отнюдь не на дорогах. "Умные шины" - совместный проект "Гудьира" с компанией "Сименс". Его основная идея - встроенный в покрышку микрочип, содержащий о ней максимум информации. Маленький, размером с монету кружочек будет знать всю подноготную покрышки, включая ее размер, дату изготовления, месторасположение по осям, информацию о владельце, пробеге и т. д. Благодаря этому шины будут интегрированы через Интернет в общую систему управления, связывающую потребителя со всеми сервисами в Европе. Результат - оптимальный выбор времени и места замены, профилактики. Я понимаю, что для большинства отечественных дальнобойщиков эти новшества, мягко говоря, неактуальны. Зато шины, неуязвимые для проколов, несомненно интересны всем. Их конструкцию отличает дополнительный герметизирующий слой: он позволяет не бояться колющих предметов. Каких? Для демонстрации послужили гвозди диаметром 2,5-3 мм, которыми покрышку демонстративно нашпиговали с помощью пневмомолотка. Результат обнадеживает - после вытаскивания гвоздей давление в шине остается неизменным. Естественно, нельзя было не спросить, сколько проколов и какого размера выдерживает колесо. Оказывается, испытания в самом разгаре и инженеры пока не готовы ответить обстоятельно. Они лишь констатируют, что демонстрационная шина уже выдержала воздействие более 20 гвоздей.

Как водится, напоследок вопрос о российских перспективах. Естественно, наш рынок вызывает огромный интерес, беда только одна - хорошие шины слишком дороги для наших грузовиков. Зачастую их ходимость выше, чем срок службы того же КамАЗа. Возможно, выход из ситуации будет найден при создании совместного предприятия - переговоры об этом ведутся.

Будем надеяться, что современные технологии вскоре придут и к нам, принеся массу нужных и полезных новинок.

Наглядный выигрыш одинарной шины при торможении с 50 км/ч.

"Ультра Грип WTS" и "Оффроуд ORD" внушают уважение.

Общение с "умной" шиной при посредстве сканера.

Согласитесь, дальнобойщики правы: "Супер сингл" смотрится куда симпатичнее.

ФОТО АВТОРА И "ГУДЬИР"

Подпишитесь на «За рулем» в

01.02.2004
Поделиться: