Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Балканский плацдарм

Балканский плацдарм
Полная версия

До недавних пор страна под названием Босния и Герцеговина оставалась белым пятном на карте Европы – Балканская война 90-х годов прошлого века и ее страшные последствия не способствовали развитию туризма. Война жестко разделила население по национальному признаку. Доходит до того, что между национальными регионами нет транспортного сообщения.

Например, из сербской части столицы страны можно добраться в мусульманскую часть только пешком через нейтральную зону.

Россиянам – зеленый свет

На машине до Боснии и Герцеговины удобно доехать с территории соседней Хорватии – из Дубровника или Макарска. Герцеговина имеет собственный выход к Адриатическому морю шириной 17 км благодаря «неумскому коридору», отсекающему от Хорватии ее анклав с центром в Дубровнике и образуя своеобразный хорватский Калининград.

Мы отправились из Макарска в город Мостар, который является неофициальной столицей Герцеговины. Во время войны здесь проходили ожесточенные бои.

От хорватского побережья Адриатики трасса сворачивает на север. В этих местах настоящий фруктовый рай – здесь выращивают мандарины, лимоны, киви. Дорога идет вдоль реки Неретвы. Некоторые села на ее берегах напоминают Венецию благодаря многочисленным каналам.

Хорватско-боснийская граница преодолевается быстро. У будки серого цвета дорогу преграждает шлагбаум. За ним – большая неасфальтированная площадка с такими же будками, расположенными по периметру. Это и есть совместный хорватско-боснийский КПП. Для россиян въезд в Боснию и Герцеговину безвизовый, пограничники ограничиваются проверкой паспортов. Сразу за границей стоит знак, предупреждающий автомобилистов, что ближний свет должен быть включен постоянно.

Эх, дорожка фронтовая

После пересечения незримой линии природа не меняется, а вот творения рук человеческих становятся иными – в селах бросается в глаза обилие белоснежных минаретов. Но главное, всюду видны следы недавней войны, ведь именно Босния и Герцеговина были ее главным плацдармом.

Боснийские дороги довольно хорошего качества. Правда, обилие заплат говорит о том, что так было не всегда. В горах много коротких неосвещенных туннелей. Поскольку дорога извилистая и узкая, часто встречаются знаки, ограничивающие скорость до 50 км/ч. Водители, как правило, соблюдают скоростной режим – быстрее просто не поедешь. Местный автопарк представлен в основном старыми европейскими автомобилями.

На трассе много автозаправок с мини-маркетами, кафе и туалетами. За литр дизельного топлива просят 1,83 конвертируемых марки (КМ) (33 руб.), АИ-95 – 1,93 КМ (35 руб.), АИ-98 – 2,03 КМ (37 руб.). Нередко на дороге можно увидеть полицейские засады с радарами. В городах встречаются фоторадары.

Дорога петляет по живописной горной долине. Есть придорожные мотели.

Город Мостар расположен в широкой пойме Неретвы. На окраине вдоль дороги тянутся одно-, двухэтажные дома с красными черепичными крышами. Наконец улица приводит к огромному католическому собору святых Петра и Павла. Рядом с храмом стоит типовой жилой девятиэтажный дом, увешанный балконами. Его стены изрешечены пулями и осколками от снарядов, а в окнах красуются новые стеклопакеты. Через дорогу располагалась синагога, от которой осталась лишь памятная табличка и фрагмент стены.

Развод по-балкански

Совсем еще недавно страна Босния и Герцеговина входила в состав Югославии. Независимость она объявила 3 марта 1992 года. Так сложилось исторически, что на ее территории проживают разные народы: около 30% сербов, 50% боснийцев, 14% хорватов, есть цыгане, евреи, албанцы, турки. Сербы исповедуют православие, боснийцы (славяне-мусульмане) – ислам, хорваты – католицизм.

Сейчас страна официально разделена на два национальных района – Федерацию Босния и Герцеговина и Сербскую Республику. Есть также округ Брко, который находится под контролем международных наблюдателей, но входит в состав Боснии.

Из-за национальной разобщенности управление страной выглядит крайне необычно. Каждые восемь месяцев государством правит поочередно один из трех президентов, который представляет определенную этническую группу. Руководители страны выбираются на четыре года каждый в своем регионе.

В стране своя валюта – конвертируемая марка и пфенниг. Мелкую разменную монету днем с огнем не сыщешь. В Мостаре трудно найти даже боснийскую марку – она приравнена к евро в пропорции 1 марка = 0,5 евро, поэтому торговцы охотно берут евро и даже сдачу сдают евро и евроцентами. Европейскую валюту принимают не только на рынке, но и на почте, в ресторанах, супермаркетах.

Два в одном

Мостар является вторым по величине городом в стране после столицы – Сараево. Впервые в летописях поселение упоминается в 1452 году. С середины XVI века оно становится крупным религиозным центром (здесь размещается резиденция муфтия), а спустя 200 лет – оплотом католической веры.

Мостар рекой разделен на два совершенно непохожих города – мусульманский и католический. Улочки мусульманского Старого города больше похожи на длинный красочный восточный базар. Особенно колоритна древняя улица Онешчукова, буквально нашпигованная магазинами и лавками.

Мусульманскую часть города – район Куюнджилук – легко опознать по многочисленным минаретам, которыевозвышаются над черепичными крышами. Через Неретву перекинут очень высокий, сильно выгнутый Стари-мост (Старый мост) – местная достопримечательность. Его построил зодчий Мимар Хайруддин еще в 1566 году. Это уникальное сооружение включено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Иногда с моста на глазах у изумленной публики солдатиком прыгают в воду молодые люди. Высота сооружения достигает 20 метров (семиэтажный дом!). Благодаря высокой прозрачности воды кажется, что река в этом месте неглубока и прыгун должен неизменно разбиться о камни на дне. Однако он надолго погружается под воду, теряется из виду и выныривает далеко от моста, снесенный быстрым течением. Акция неизменно срывает аплодисменты случайных зрителей. Эта традиция появилась в июле 2004 года, когда по случаю восстановления древнего моста, разрушенного в результате артобстрела в 1993 году, были проведены соревнования по прыжкам в воду под названием «Мостарские Икары».

Возле Старого моста находится здание, где разместилась фотогалерея, посвященная Балканской войне. Вход бесплатный. Здесь можно увидеть, как выглядел Мостар во время ожесточенных боев. Масштабы разрушений были огромны – значительная часть города лежала в руинах. После войны население уменьшилось почти наполовину. В продаже DVD-фильм «Война в Мостаре», книги о войне, фотоальбомы.

Трудно поверить, что эта ужасная бойня происходила в центре Европы накануне XXI века. Пользы война не принесла ни одной из воюющих сторон. Потери видны невооруженным глазом. Время, как известно, лечит, поэтому остается надеяться, что оно сотрет в памяти людей ненависть, а патроны будут использоваться только в качестве сувениров.

Подпишитесь на «За рулем» в

04.09.2007
Поделиться: