Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Экологический оброк

Экологический оброк
Полная версия

Под знаком Euro 2

Мы не в первый раз пишем о трудностях, с которыми сталкиваются россияне, покупающие подержанную иномарку за границей. С недавних пор их ждет еще и экологическое испытание. Все дело в том, что в прошлом году в России начал действовать технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Дабы ввезенную машину разрешили эксплуатировать в России, надо подтвердить, что она удовлетворяет нормам Euro 2. Это может быть одобрение типа транспортного средства (предоставляется обычно официальным дилерам на все семейство автомобилей после проведения сертификации) или экологический сертификат, выдаваемый на одну конкретную машину.

Сразу после начала действия технического регламента выяснилось, что в стране очень мало организаций, уполномоченных выдавать эти самые сертификаты. Тогда Минэкономразвития нашло временный выход: пропускать без сертификатов автомобили, если их данные «вписываются» в специальную таблицу. В ней были собраны сведения о времени введения Euro 2 в различных странах. Например, если в Германии эта норма начала действовать с 1997 года, то автомобили, выпущенные там с названного года, можно было ввозить беспрепятственно. Но и тут промашка вышла: вместо того чтобы отталкиваться от рынка, для которого это авто предназначалось, взяли за точку отсчета страну производства! Отсюда парадокс: корейские машины 1999 года выпуска, сделанные для той же Германии, нашей таможней считались непроходными по экологическим причинам. И напротив, к нам беспрепятственно ввозились автомобили, произведенные в Евросоюзе и Японии для стран третьего мира, где о нормах Euro мало кто слышал!

Да и с Евросоюзом не все так просто. К нему автоматически причислили все входившие в него на тот момент 25 стран. Однако ряд восточноевропейских государств примкнул к ЕС только в 2005 году, а раньше там действовали свои нормы, и не везде на уровне Euro 2. Таким образом был дан зеленый свет в Россию всякому автохламу из Чехии, Польши, а позже и из Румынии.

Супербаза

Но и временный порядок теперь в прошлом. Минэкономразвития совместно с Ростехрегулированием создали базу данных автомобилей, прошедших сертификацию в России. И вывесили ее в Интернете. В принципе, удобно. У любого желающего появилась возможность еще до поездки за рубеж проверить, сертифицирован ли приглянувшийся ему автомобиль. Надо всего лишь зайти на сайт ФТС и в подходящем разделе (http://www.customs.ru/ru/ved_info/popup.php?li st286=s2zaravto) указать марку и идентификационный номер (VIN) автомобиля. Через несколько секунд поиска высвечивается информация о том, когда и какой сертификат (номер, дата) выдавался на похожий автомобиль. Если его модельный ряд и двигатель соответствуют приглянувшемуся варианту, можно не беспокоиться насчет получения сертификата.

По мере роста парка машин, получивших в России одобрение типа или экологический сертификат, эта база должна постоянно пополняться. Как минимум раз в месяц. Однако, например, 10 сентября на ней стояла дата последнего обновления 6 августа. К чему бы это? Может, приближенным к таможне организациям выгодно, чтобы в разрешенном списке было как можно меньше машин? Ведь тогда клиента легко пустить по длинному кругу получения сертификата. Кроме затраченного времени, процедура потребует дополнительных расходов, а деньги в итоге перекочуют в околотаможенные структуры: склады временного хранения, сертификационные центры, брокерам… Так что, как говорил один восточный человек, торопиться не надо…

После ознакомления с работой многоуровневой структуры создается впечатление, что все это сделано специально для того, чтобы отбить желание (или, по крайней мере, приглушить его) ввозить автомобили из-за границы. А уж если кто ввезет, пусть помучается. Да и отстегнет кому надо. Причем далеко не все дополнительные траты идут в карман государства: деньги за пребывание машины на таможенном складе получает хозяин СВХ, а за экологическую бумажку – сертификационный центр и посредники-брокеры. Кстати, цены за сертификаты государством не регулируются, в разных районах они могут быть от 2 до 5 тысяч рублей.

Но даже если похожий автомобиль есть в базе данных, вовсе не факт, что с его хозяина не потребуют экосертификат. Для этого есть много (пусть и не 400, как у Великого Комбинатора) способов. Например, в таможенных приказах не сказано, сколько цифр идентификационного номера должно совпадать: 9, 10, 11 или 12. Везде называют разное число. А кое-где говорят, что совпадать должны все 17! Но такого быть не может.

А на Неманской таможне, что в Калининградской области, нашли такой способ. На международном автомобильном пункте пропуска «Чернышевское» у таможенников нет доступа к Всемирной паутине, и проверить машину «на экологию» они не могут. Хотя, когда вводился этот порядок, на начальников таможен была возложена обязанность обеспечить Интернетом работающие с автомобилями службы своих подразделений. А в соседней будке сидит некий «эксперт», выполняющий за госслужащих черновую работу по поиску технических характеристик и составлению акта осмотра. Не сам, конечно, он обустроился на закрытой пограничной территории, а от коммерческой структуры под названием РОСТЭК. Ей-то и идут получаемые им деньги. Так вот, Интернет у этого «эксперта» есть! В метре от него, у таможни – нет, а у него – есть! И таможенники отправляют к нему для проверки. За 2 тысячи рублей он дает выписку из базы ФТС о том, что похожий автомобиль уже имеет сертификат. У самих-то мытарей в компьютере только какая-то не обновляемая чуть ли не с 1913 года база. Чтобы понять, как это работает, достаточно перечитать рассказ Михаила Зощенко «Слабая тара».

Олдтаймеры – на прикол?

Непродуманное введение технического регламента ударило не только по перегонщикам. В соответствии с международными соглашениями переселенцы имеют право провезти беспошлинно один автомобиль. А поскольку люди они небогатые, то перегоняют обычно старенькие машины, которые не влезают ни в какие рамки Euro 2. Понимая абсурдность ситуации, таможенники на местах выбили у начальства разрешение выдавать таким людям ПТС на их машины. Но ставить печать о соответствии второму экологическому классу они не могут – машина-то ему не соответствует! А без этой отметки ГИБДД не имеет права выдавать такой машине госномер. Вот и получается, что переправить ее беспошлинно можно, а пользоваться ею нельзя!

Еще один класс пострадавших – коллекционеры. Ввозить старую технику никто им запретить не может, если по карману даже повышенная пошлина. Однако после ее уплаты машина не получит главный документ – ПТС. Все по той же экологической причине. На такой машине можно будет разве что до гаража доехать, а об участии в олдтаймер-ралли, в том числе международных, придется забыть.

Словом, забота о здоровье нации превратилась в обыкновенный экологический оброк, от чего воздух чище не стал.

Каким видится выход? Сегодня частники ввозят в основном автомобили 2001–2004 годов выпуска, все они удовлетворяют нашему техническому регламенту, и нет никакого смысла предоставлять на них экологический сертификат. Оптовые импортеры, конечно, должны сертифицировать ввозимые машины, а для простых автомобилистов этот порядок лучше бы отменить и не смешить цивилизованный мир. А то еще подумают, что в России действует Euro 5.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.10.2007
Поделиться: