Удивлялка
Встретил я однажды на одной из волгоградских улиц жителя Ангарского поселка Константина Ивановича Кочемасова на стареньком BMW и хотел было записать историю «немца», но тот начал рассказывать про собственноручно собранный автомобиль. Было это в далекой молодости, в ту романтичную пору, когда перед человеком открывается много дорог. Машины нынче нет, но осталась невысокого качества фотография да воспоминания, за которыми угадывается человек изобретательный, думающий, надежный.
– Любовь к технике я пронес через всю жизнь, – вспоминает Константин Иванович, – пока годы не взяли свое. Мог часами конструировать, мастерить и, как все мальчишки, хотел иметь свой автомобиль. Но купить его в послевоенные годы могли единицы. Тогда я задумал построить свою машину.
Начитавшись журналов и книг (не только про машины, но и про самолеты), корпус автомобиля решил склепать из 2-миллиметрового дюраля. Машина получилась складная, чуть похожая на ГАЗ-67, только выглядела менее воинствующе, даже весело, словно радовалась и удивлялась окружающему миру. Отсюда и название – «Удивлялка».
Клепал ее заклепками, как самолет, оттого и надежная была, совершенно не ржавела. Мотор поставил от мотоцикла «Урал». Задний мост и коробку передач позаимствовал у «Москвича». Правда, долго возился с расчетами при установке и центровке карданного вала. Много времени ушло на подгонку первичного вала, но и там добился точности. Это подтвердила последующая эксплуатация: несмотря на воздушное охлаждение, машина развивала скорость до 90 км/ч, а на бездорожье не уступала ГАЗ-69. На «Удивлялку» засматривались прохожие, завидовали молодые парни, мечтающие о собственном автомобиле.
Машина-самоделка помогла мне познакомиться с девушкой-красавицей, – продолжает Кочемасов. – Полюбили друг друга, сыграли свадьбу. Ездили на «Удивлялке» за грибами, на рыбалку... А поскольку здоровье женщины надо беречь, приделал я своей машине недостающую крышу да кое-какие элементы комфорта. Тогда и убедился, что технику можно усовершенствовать до безконечности.
Потом друзья предложили мне старого «немца», а «Удивлялка» долго еще удивляла другого хозяина.