Больше чем паркетник
Увы, нечасто владельцы автосалонов предлагают саратовским журналистам протестировать новые внедорожники, а если такое и случается, то, как правило, все ограничивается асфальтовыми покатушками. В таких условиях судить о возможностях тестируемой модели весьма затруднительно. Поэтому, получив от компании «Восток-Моторс» приглашение на тест-драйв нового Nissan X-Trail, я позвонил и поинтересовался условиями его проведения. Оказалось, они по-настоящему боевые – на площадке в окрестностях Саратова, где проводятся соревнования вездеходов, подготовленных для передвижения по тяжелому бездорожью. Там есть все, о чем мечтает искатель приключений: болота, овраги, крутые спуски и подъемы.
УАЗ для подстраховки
Честно говоря, как-то не верилось, что организаторы этой акции позволят своему паркетнику штурмовать столь серьезные препятствия. Проходимость X-Trail второго поколения благодаря системе динамической стабилизации (ESP) и активным тормозным дифференциалам повышенного трения (Active Brake LSD) стала заметно лучше, но все же не настолько, чтобы лезть в болото. И действительно, по прибытии выяснилось, что трасса для тестирования проложена несколько в стороне от трясины. Тем не менее назвать ее паркетной было трудно. Проехать по многочисленным ямам и ухабам на автомобиле без полного привода и с клиренсом менее двух десятков сантиметров было бы нереально. Ситуацию усугубил мелкий осенний дождь – грунтовая дорога покрылась слоем липкой грязи. Размокший глинистый склон оврага рождал сомнения в том, что X-Trail сможет преодолеть его без посторонней помощи.
Видимо, подобные мысли приходили в голову и организаторам этого мероприятия – они предусмотрительно держали рядышком с трассой «уазик» с огромными зубастыми покрышками и мощной лебедкой, который был готов прийти на помощь в любую минуту. К счастью, его услуги не понадобились.
Обманчивое впечатление
Для тестирования нам выделили два внедорожника в самой богатой комплектации – с вариатором CVT (с имитацией шести фиксированных ступеней) и 4-цилиндровым 2,5-литровым 169-сильным двигателем (за кадром остался вариант с новым 2-литровым 141-сильным мотором и 6-ступенчатой «механикой»).
Прежде чем сесть за руль, я внимательно рассмотрел машину. На первый взгляд, внешне новый X-Trail от машин первого поколения отличается несущественно, хотя и построен на другой платформе. Но, присмотревшись внимательнее, я понял, что у новинки нет ни одной общей кузовной детали с предшественником. Все свое, начиная с более удобных дверных ручек и заканчивая задней дверью, которая опускается до нижней кромки багажника, что значительно облегчает загрузку-выгрузку поклажи.
Машина стала на 120 мм длиннее, но весь дополнительный объем съел грузовой отсек. Его емкость выросла до 603 л, а если сложить заднее сиденье, то эта цифра увеличится почти в три раза – до 1773 л. При этом пол останется ровным, так что освободившееся пространство можно использовать в качестве двухспальной кровати.
Полностью изменился и интерьер. У владельцев X-Trail первого поколения немало нареканий вызывало расположение приборов в центре передней панели – это было и непривычно, и неудобно. У новинки приборы находятся перед водителем. А вот высокая посадка, обеспечивающая отличный обзор, сохранилась. В салоне просторно и впереди, и на задних сиденьях. У пассажиров, расположившихся сзади, появилась возможность регулировать угол наклона спинки кресла.
Умная система
Подгонка водительского кресла под себя много времени не заняла. Управление всеми регулировками находится под рукой, а их диапазон одобрит водитель любой комплектации.
Расположенное между креслами водителя и пассажира колесико выбора режима трансмиссии по умолчанию стоит в положении Auto, при этом электромагнитная многодисковая муфта автоматически подключает задние колеса в случае пробуксовки передних, передавая им до 50 процентов крутящего момента. На асфальте можно выбрать режим 2WD, тогда X-Trail становится переднеприводным автомобилем, что позволяет экономить топливо. Режим Lock блокирует муфту и используется только на очень плохой дороге.
Но главная изюминка трансмиссии All Mode 4х4-i (последняя буква означает «интеллектуальная») в том, что многодисковая муфта работает вместе с системой стабилизации. В крутом повороте, подтормаживая отдельные колеса и перераспределяя крутящий момент между передней и задней осями, она добавляет автомобилю устойчивости и управляемости. При пробуксовке хотя бы одного из колес в грязь или гололед система автоматически притормаживает его, перераспределяя крутящий момент на колеса, сохраняющие сцепление с дорогой. На X-Trail первого поколения ничего подобного не было.
Испытание оврагом
Поездка по трассе подтвердила интеллектуальные способности новой системы. Даже в режиме Auto автомобиль легко перемещался по размокшей от дождя грунтовке, преодолевая многочисленные ямы и ухабы и демонстрируя хорошую геометрическую проходимость благодаря 20-сантиметровому дорожному просвету и коротким свесам.
Но по-настоящему машина удивила меня тем, как она справилась с оврагом. Съехать в него помогла система DDS (Downhill Drive Support). Чтобы ее задействовать, достаточно было нажать кнопку и убрать ноги с педалей, после этого автомобиль двигался по косогору самостоятельно. Где-то внизу хрустела и щелкала электроника, но скорость на спуске не превысила 5–10 км/ч и «приземление» прошло плавно. Выбраться наверх по мокрому глиняному склону оказалось еще проще: трансмиссию в положение Lock, педаль газа в пол – и машина медленно полезла наверх. На середине подъема сидевший рядом инструктор предложил остановиться и убрать ногу с педали тормоза. Система USS (Uphill Start Support) секунд пять удерживала автомобиль, не давая ему откатиться назад. За это время я спокойно переместил ногу на педаль акселератора, и мы продолжили подъем.
Впечатления
Честно говоря, до теста я скептически относился ко всем новомодным электронным наворотам в трансмиссии. Считал, что для преодоления бездорожья предпочтительнее иметь не многодисковую муфту, а раздатку с пониженным рядом передач и мощную лебедку. Пусть и архаично, зато надежно. Но эта небольшая поездка изменила мое отношение к напичканным электроникой паркетникам.
Конечно, на мокрую пашню или в полуметровый сугроб на новом X-Trail не сунешься, но он для этого и не предназначен. А вот владелец загородного коттеджа, дорогу к которому еще не заасфальтировали, сможет проехать к нему независимо от погодных условий. X-Trail поможет оказаться поближе к рыбным и грибным местам. В общем, в очередной раз с грустью можно констатировать, что почему-то не у нас, а в Японии создан еще один автомобиль, идеально подходящий для эксплуатации в российских условиях.
О ценах
Розничные цены на 2-литровый X-Trail с «механикой» начинаются с 887 990 рублей. В базовой комплектации имеется ESP, датчики дождя и света, шесть подушек безопасности. За экземпляр с вариатором к этой сумме придется добавить более 40 тысяч целковых. X-Trail с полным «фаршем» (двигатель объемом 2,5 литра, вариатор, кожаный салон, ксеноновые фары) стоит 1 084 490 рублей.