Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автошкольный звонок

Автошкольный звонок
Полная версия

Начальник контрольно-организационного отдела Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Валентина Шибелёва.

ГЗР: «Рособрнадзор» действительно собирается проверять работу автошкол? Каким образом будет проводиться эта проверка?

В.Ш.: Основная трудность заключается в том, что у нас не хватает данных. Просто невозможно сказать, сколько автошкол насчитывается сегодня в стране. По закону право обучать водителей в России не имеют разве что детские сады. Этим занимаются и коммерческие структуры, и государственные, и образовательные учреждения разного уровня (если в программе подготовки специалистов есть такая необходимость), и учреждения РОСТО (ДОСААФ). Лицензируют органы власти субъектов Федерации. Чтобы собрать данные со всех 89 субъектов, одного месяца недостаточно (прокуратурой был установлен срок до 1 ноября). Мы предлагаем провести такую проверку в течение 2007–2008 учебного года силами комиссий на местах. А уже в их состав включить представителей органов исполнительной власти в сфере образования управлений ГИБДД МВД России и региональных объединений автошкол. Руководить работой этих комиссий должна, по нашему мнению, рабочая группа из числа представителей заинтересованных ведомств и общественности.

ГЗР: И чего же ждать от работы этих комиссий?

В.Ш.: После подсчета автошкол и проверки их лицензирования перед участниками комиссий встанет другая проблема. Убедительной статистикой по нарушениям на дорогах мы также не располагаем. ГИБДД приводит данные, что основные виновники ДТП – это водители со стажем от года до трех лет. А кто эти водители, где они учились и учились ли вообще или сдавали экзамены после самоподготовки – неизвестно. Надо обладать полными данными и только после этого можно принимать решение – либо исключить полностью возможность получения прав после так называемой самоподготовки, либо, если основной процент нарушителей дают автошколы, ужесточить требования к ним. Естественно, в последнем случае число автошкол резко сократится. Те учреждения, которые не смогут соответствовать условиям работы, вынуждены будут закрыться. Я проблем особенных не вижу, главное – повысить ответственность каждой из сторон. По моему мнению, аккредитация автошколам не нужна, так как права их выпускники все равно получают только после экзамена в ГИБДД. Требование и заключение по материально-технической базе автошкол также выдает и предъявляет ГИБДД.

Заместитель начальника отдела организации экзаменационной работы УГИБДД по г. Москве Станислав Курлаев:

– Об этой проверке я сам узнал из СМИ. И по Москве ни о каких подобных акциях прокуратуры не слышал. В столице все образовательные учреждения, которые находятся в ведении местных властей (в том числе и автошколы), лицензируются в городской Службе лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования г. Москвы. В соответствии с постановлением правительства автошколы представляют туда все документы, разрешающие работу, – от пожарных, СЭС, ГИБДД, и получают лицензии. Как правило, на три года.

ГЗР: Чем должна располагать автошкола, чтобы получить лицензию?

С.К.: В первую очередь помещением с классными комнатами, необходимым учебным оборудованием. Мастерам надо иметь соответствующие свидетельства. Естественно, должны быть в наличии учебные автомобили. Необходимость учебных площадок в законе не прописана, а ситуация с землей в столице сложная. Поэтому, как правило, одну площадку могут использовать несколько автошкол по договоренности. Всего в городе сейчас работает около или, возможно, чуть более 200 автошкол. У нас есть статистика о том, выпускники каких автошкол чаще попадают в аварии. Эти данные мы представляем в департамент образования, и они, а конкретнее, служба лицензирования и аттестации уже выбирает, в каких автошколах проводить проверку. Как правило, проверяем где-то по 15 образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой водителей, каждые полгода. Если находятся малейшие несоответствия, автошкола может потерять лицензию. В прошлом году после таких проверок были приостановлены девять лицензий. В первом полугодии этого года две приостановили и одну аннулировали.

ГЗР: В чем же тогда заключается проблема?

С.К.: Программы подготовки водителей устарели. Они составлены в 80-х годах. В том, что их надо менять, уже, наверное, никто не сомневается. Но это не наша епархия. ГИБДД занимается приемом квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством. И в этом мы руководствуемся действующей методикой. Появится другая – будем работать по ней. Но ужесточение требований при приеме экзаменов по цепочке скажется и на подготовке водителей и, как следствие, на дорожной ситуации. Сейчас же в основном водителей учат не ездить, а экзамены сдавать. Я сам их принимал пять лет и знаю, что если на этапе «заезд в бокс» переднюю вешку передвинуть на полметра или заезд сделать не слева, а справа, то полгруппы с этим заданием уже не справится. Любое отступление буквально вводит выпускников таких автошкол в ступор. И еще надо решить: подготовка водителей является коммерческой или некоммерческой деятельностью? Сейчас это по сути коммерческая деятельность, и значит, ее главная задача – получение прибыли, а не подготовка водителей. Хотя порядка 80–85% автошкол зарегистрированы как некоммерческие организации.

ГЗР: Как же, по-вашему, надо выбирать автошколу?

С.К.: В первую очередь нужно лицензию проверить. Она должна висеть при входе на информационном стенде. Посмотрите сроки действия лицензии и обязательно адрес, который в ней указан. Потому что лицензия выдается конкретно по месту деятельности автошколы, а не по месту регистрации. Во-вторых, стоит внимательно прочитать договор на оказание платных услуг, который вы заключаете со школой. Там должно быть указано, что школа обязуется обучить вас вождению транспортным средством, а не прочесть курс лекций по правилам дорожного движения. Потому что в случае чего даже по суду вы деньги свои вернуть не сможете. А суммы, в принципе, не маленькие. В среднем, обучение сейчас стоит около 15 тысяч рублей. Затем серьезные заведения, как правило, сами рассчитываются с инструкторами, а не скидывают им учеников после теоретического курса, чтобы те самостоятельно договаривались о цене. Дальше идут уже внешние признаки. Попросите показать вам классы. Проверьте наличие оборудования, всяких учебных плакатов и их актуальность, кстати. В прошлом году у нас 40 новых дорожных знаков появилось, а в школе могут до сих пор пользоваться старыми учебными пособиями. Обязательно посмотрите учебные машины. Сейчас уже большинство автошкол перешло на иномарки. К тому же в серьезных заведениях учебныемашины находятся в собственности, а не арендуются непонятно у кого. Вот по всем этим признакам и можно выбрать хорошую автошколу, где вас действительно научат водить.

Вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков:

– В стране есть определенная неудовлетворенность состоянием автомобильного движения. Подготовка водителей – часть этой системы. И очень важная. Проверка прокуратуры не новость для автошкол. Их проверяли и МВД, и Ространсинспекция в разное время. Года два-три назад масштабную акцию проводил Минтранс. И надо сказать, сведения были собраны достаточно интересные. Но после реорганизации ведомства про них, наверное, забыли.

ГЗР: Нужно ли ставить вопрос об усилении контроля над работой автошкол?

В.Ч.: Из-за того, что процесс пущен на самотек, система подготовки водителей в России работает по документу еще советского периода – Положению о подготовке и переподготовке водителей, 1985 года. К какому ведомству относятся автошколы – тоже непонятно. Сейчас ими занимаются субъекты Федерации. А образовательный процесс, качественные его составляющие никто не контролирует. Все ограничивается выдачей лицензии. Но для нее достаточно обеспечить лишь условия для работы – мало-мальски подходящее помещение и оборудование. В результате если для получения прав категории B водитель должен по программе наездить 32 часа, то в реальности эти часы сокращают до 14–20. Какого водителя мы получаем после этого? И 32 часов вождения недостаточно для того, чтобы человек уверенно чувствовал себя на дороге. По данным немецких исследователей, уверенность за рулем водитель приобретает только после того, как проедет 100 тысяч километров. А наши водители за обучение проезжают максимум полторы тысячи. Но даже если бы эти планы соблюдались, мы имели бы намного меньше проблем на сегодняшний день. Из-за отсутствия контроля в Москве, например, появились такие автошколы, где после 4–5 часов вводных занятий учеников передают частным инструкторам. Плюс к этим проблемам часть водителей получает права в ГИБДД после так называемой самоподготовки. По официальным данным, в прошлом году из всего числа водителей,получивших права, 10% были как раз те, кто занимался самоподготовкой. Все это привело к тому, что сегодня уже идет речь и об изменении учебных планов подготовки водителей, и об отмене самоподготовки, и о проверке автошкол. Коррупцию на этапе выдачи прав и сдачи экзаменов пытаются победить введением новой системы принятия зачетов. С 1 сентября она, по приказу МВД, проходит проверку в Челябинске. Здесь экзамены у водителей принимают с помощью автоматической системы на специализированном автодроме.

ГЗР: Какими критериями могут руководствоваться люди при выборе автошколы?

В.Ч.: Во-первых, это лицензия. У автошколы она обязательно должна быть на весь учебный процесс. Во-вторых, клиенту обязаны предоставить полностью учебный план – это два с половиной месяца срок обучения, 32 часа вождения автомобиля, в том числе 8 – на тренажере. В-третьих, это внешние признаки. У автошколы должно быть свое здание, не подвальчик в жилом доме и не комнатка с компьютером, а свое оборудованное здание с классами. Должна быть и учебная площадка. В первую очередь, машины учебные – не рухлядь какая-нибудь.

ГЗР: Как общественные организации могут влиять на процесс?

В.Ч.: Мы сами уже давно ставим вопрос о том, что общественные организации должны иметь рычаги воздействия на ситуацию. В этой системе не хватает нескольких промежуточных звеньев, где были бы представители общественных отраслевых объединений, которые бы сами и контролировали процесс. Это центры лицензионной и аккредитационной экспертизы. Сейчас у автошкол нет аккредитации. Документа государственного образца по итогам обучения они не выдают, только свидетельство о том, что водитель прошел обучение, а окончательный документ выдает ГИБДД – это права. Для подготовки преподавателей автошкол и мастеров производственного обучения необходимо создать систему академий дополнительного профобразования. И еще один общественный орган нужен – территориальная экзаменационная комиссия. Сюда постепенно должны передавать функции по приему экзаменов автошколы и ГИБДД. В результате водители смогут сдавать экзамены один раз вместо двух, как сейчас, – в автошколе и ГИБДД. Несомненно, готовить водителей к автодороге сегодня нужно совсем иначе, чем в 80-х годах, – сколько можно работать по старым программам и правилам! Дорожная ситуация с того момента серьезно изменилась. Интенсивность движения растет, аварийность увеличивается. Вся Москва увешана плакатами, что за год на российских дорогах гибнет население среднего города. Чтобы уверенно чувствовать себя на дороге в современном мегаполисе, уже недостаточно курса ПДД и 32 часов вождения. В этом и сами водители заинтересованы. Так что уникальная ситуация сложилась. Все вроде не против перемен и даже ждут их, но по-прежнему ничего не меняется. Пока.

Подпишитесь на «За рулем» в

05.11.2007
Поделиться: