Внедорожный ликбез
Когда вторую неделю льет дождь и начинает подступать осенняя хандра, приглашение от клуба «Экстрим-НН» отправиться в экспедицию на автомобилях в костромские леса кажется безумием. Но после очередного вечера перед надоевшим телевизором закрадывается робкая мысль: «А почему бы не поехать?» А после десятого звонка гламурной приятельницы на тему: «Подойдет ли ее платье к его галстуку» решение становится очевидным: «В леса-а-а!!!»
Первые испытания
Что же нас ждет? Рейд по маршруту «Бесов нос» – Костромские дебри с 14 по 16 сентября. Изучаю анонс: «...для тех, кто не участвует в большом автоспорте, но хочет попробовать свои силы в реальных условиях бездорожья, испытать свои способности и внедорожные качества автомобиля». Словом, ликбез для начинающих и повышение мастерства бывалых автотуристов.
Из Нижнего выдвигаемся вечером. Уже стемнело. Колонна из самых разномастных внедорожников направляется на северо-запад Нижегородской области. Семь машин разной степени подготовки. Немного? Доказано практикой – этого более чем достаточно для такого путешествия.
Двести с лишним километров асфальта, а дальше – костромское бездорожье, первые серьезные испытания для машин. Дождь в соседней области ничем не отличался от нижегородского, соответственно, лесные дороги сухостью и плотностью грунта тоже не отличались. Если подготовленные машины сошли с дороги на раскисшую лесную тропу практически без проблем, то для стандартных автомобилей, особенно для тех, чьи экипажи впервые участвовали в подобном мероприятии, «смена декораций» оказалась болезненной. Больше всех досталось Mitsubishi Pajero Sport Евгения и Ирины Серебряковых – «спортсмена» спасали всем миром: лебедили, раскачивали и выталкивали как могли.
Около пяти часов утра подъехали к реке Унжа. Так вот что такое «Бесов нос» – это название парома! Поскольку он был пуст, вся компания с машинами и мангалом расположилась прямо на борту. За разговорами о предстоящих приключениях и нюансах подготовки машин время пролетело незаметно. Едва разошлись по джипам, чтобы подремать хоть часок после бессонной ночи, как были разбужены командой: «Сгружайте машины!» Что? Где? Оказывается, нас давно переправили через реку...
Наконец начинается самое главное – то, ради чего мы сюда ехали. Отправляемся на поиски озера Хохлово. Не повезло... Если с бродами и разбитыми колеями колонна хоть и с переменным успехом, но достаточно долго справлялась, то последние пять километров до озера оказались не по силам даже УАЗу организаторов. С огромным трудом, непрерывно работая лебедками, машину удалось развернуть, и все дружно отправились на поиски реки Немды. Сказать, что дорога туда оказалась легче, не могу...
Двадцать пять километров «вкусного» бездорожья доставили всем немало удовольствия, но и изрядно потрепали нервы. Угадать, что ждет за ближайшим поворотом, было невозможно. На трассе то и дело попадались разрушенные дома, брошенные деревни, где старики доживают свой век без электричества и прочих признаков цивилизации...
Уроки усвоены
Наконец добираемся до Немды. Изумительно красивое место на высоком берегу. Ставим лагерь. Думаете, все отправились спать-отдыхать? Не тут-то было! Походы за грибами, конкурсы (джиперские и не только), обед. И учеба. Настоящий ликбез для барышень по приготовлению «правильных» походных супов от Дмитрия Горшкова; обучение изготовлению «индейской свечи» и изящному открыванию консервных банок топором от Андрея и Дмитрия Головачевых; курс начинающего стрелка от Натальи Фроловой. Правда, общий эксперимент по добыванию огня трением успехом не увенчался: только дым шел да опилки летели. И конечно же, бесконечные рассказы и байки о походах, бездорожье, рыбалке...
На следующий день возвращаемся домой. Выбираем другой маршрут: немного бездорожья и очень много грунтовых дорог со щебенкой. Неприятный сюрприз – именно в тот день изменилось расписание переправы. Связи нет, парома нет, застряли... Нам повезло: трудно было не заметить такую кучу машин с противоположного берега, и «Бесов нос» прибыл за нами в неурочное время.
В сумерках к асфальтовой дороге пришлось возвращаться по нашим же следам, что только добавило сложности маршруту. Но все проехали намного увереннее – уроки предыдущих дней не прошли даром. Даже Pajero шел сам! Только Ford Ranger, сев на пенек, порвал трос на лебедке да «Нива» нахлебалась водыпо самые фары.
Как только мы выбрались из леса, в небо взвились залпы мощного салюта. Какое событие отмечали в поселке, мы не знаем, но получилось очень красиво и главное – в тему!
Впрочем, радоваться было рано. Если бездорожье машины преодолели без поломок, то ближе к финишу не выдержал задний мост у ГАЗ-69 Дмитрия Алексеева. Что ж, еще один урок – по снятию кардана в ночных боевых условиях. Самым последним уроком стала грустная находка – разбитая «Волга», улетевшая с трассы. В Нижний въезжали далеко за полночь. Снова город, суета (на этот раз ночная) и тот же изводящий дождь... Жду следующего рейда!