Город-сад
Московское правительство намерено ввести запрет на въезд в столичный центр автомобилей, не соответствующих нормам Euro 3. Если такой закон будет принят, части автопарка столицы придется курсировать лишь по окраинам. С другой стороны, если это решение не принять сейчас – через некоторое время внутри Садового кольца будет не продохнуть.
Большинство московских автомобилей по токсичности выхлопов не соответствует никаким стандартам. Для ввозимых из-за границы и произведенных в России машин сегодня существует обязательное требование – соответствие европейскому экологическому стандарту Euro 2. Лишь в январе 2008 года в России будет введен стандарт Euro 3.
А пока из-за постоянных пробок средняя скорость транспортных потоков внутри Садового кольца – около 10 км/ч, потому загрязненность воздуха на забитых улицах поднимается до нескольких десятков предельно допустимых концентраций (ПДК). Срок жизни деревьев на Бульварном кольце в шесть-семь раз короче, чем в лесопарке, а трава на отравленной земле и вовсе не растет – приходится завозить грунт или травяной дерн.
Еще четыре года назад экологи предлагали, в частности, организовать одностороннее движение по Садовому кольцу, жестко ограничить въезд грузового автотранспорта внутрь Третьего кольца, вывести из центра города все складские помещения и ужесточить требования к автомобильной эмиссии (выбросам). Из длинного списка мер, на которых тогда настаивал Департамент природопользования, за это время лишь были подняты тарифы на парковочные места в центре города и увеличены штрафы за неправильную парковку. Движение общественного транспорта не налажено, транзит не ограничен, а перехватывающие парковки не построены.
Леонид Бочин, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды, снова бьет тревогу: въезд в центр необходимо ограничить. «Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» позволит нам это сделать», – уверен Бочин.
ГЗР уже не раз рассказывала, что все крупные города мира так или иначе решают экологическую проблему путем ограничения въезда в центральную часть. Так, въезд в центр Лондона стоит 6 фунтов, а посетить центр Парижа или Мехико можно только каждый второй день, когда четный или нечетный номер автомобиля соответствует четному или нечетному дню месяца. В Риме автомобили без каталитических нейтрализаторов вообще не допускаются в центр города, а остальные должны иметь на стекле специальную чип-карту, свидетельствующую о пройденном контроле выбросов. В центр шведских городов Стокгольм, Гетеборг и Мальме можно попасть тоже только с экологической чип-картой. В Милане, Турине, Падуе, Болонье и Флоренции действует ограничение на въезд в центр в утренние часы.
Как же это произойдет в Москве? За комментариями мы обратились к руководителю пресс-службы Департамента природопользования Тимуру Чернышеву:
– Расскажите, пожалуйста, как будет осуществляться контроль транспорта, следующего в центр, чисто технически?
– Пока можно вести речь только о грузовом транспорте. С 1 апреля 2008 года для его въезда в центральные районы Москвы понадобятся специальные талоны, которые будут выдаваться только владельцам грузовых автомобилей с экологическим классом не ниже 2 (соответствует стандартам Euro 2). Экологический класс автомобиля подтверждается соответствующей отметкой в ПТС либо иным документом. Если такой отметки нет, то понадобится добровольная сертификация. На основании подтвержденного документами экологического класса автомобиля будут выдаваться талоны, дающие право въезда грузовых машин в центр города (район, ограниченный ТТК).
После вступления с 1 апреля 2008 года соответствующего ограничения сотрудники ГИБДД будут проверять наличие соответствующего талона у водителей грузовиков, оказавшихся в центре, и в случае его отсутствия наказывать штрафом.
Что касается легковых машин, говорить об ограничении их движения в центре пока рано. Эти ограничения, относящиеся к автомобилям с двигателями ниже стандартов Euro 3, намечены на перспективу, поэтому их владельцам в ближайшее время волноваться не о чем.
– На какой стадии сейчас находится разработка законодательной базы, позволяющей вводить такие меры?
– Федеральное законодательство позволяет городу разработать соответствующий нормативный акт, которым могут быть введены подобные ограничения и определен механизм контроля въезжающих в центр Москвы легковых автомобилей. На данный момент департаментом изучается опыт стран и городов, где подобные ограничения уже действуют, в частности опыт Лондона и Сингапура, для подготовки соответствующих предложений.