Техника дальнего боя
За что наказывать лошадь?
Едва ли не главная головная боль всех дальнобойщиков – габариты машины и вес груза. По существующим нормам высота кузова фуры не должна быть больше 4 метров, а ее масса вместе с содержимым – 38 тонн. Даже минимальное отклонение от этих стандартов грозит наказанием и водителю, и владельцу негабаритного (или перегруженного) транспорта, согласно обновленному КоАП – лишением прав сроком до шести месяцев и штрафом 450–500 тысяч рублей соответственно.
– При этом во всем цивилизованном мире ответственность за излишки веса ложится исключительно на владельца или отправителя груза, а отнюдь не на перевозчика, и уж тем более не на водителя, – говорит Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов (МПВП). – Скажите, ну за что наказывать лошадь, если на телеге, которую она тащит, оказалось слишком много добра? К тому же само понятие «перегруз» в российских условиях более чем относительное. Компьютеры на постах весового контроля можно запрограммировать как угодно, поэтому к их данным особого доверия нет.
Используют контролеры и другие фишки. Аккурат перед чашей весов умышленно устраивается что-то типа «лежачего полицейского» в миниатюре. Колеса грузовика, как батон колбасы в руках ловкого продавца, ударяются об эту чашу, и так – сотни раз на дню. В результате настройка агрегата сбивается, и он начинает выдавать показатели с погрешностью несколько тонн.
Отдай и не греши…
С негабаритом история похожая. Нетрудно догадаться, что высота кузова может «гулять»: разгрузил машину – та подросла, загрузил – просела. Однако поправка на эти лишние сантиметры не предусмотрена. Почему-то считается, что из-за них фура может обрушить мост, ненароком задев его крышей. Прецедентов между тем нет ни одного...
Качать права в обоих случаях – занятие, чреватое потерей времени, а вот его-то у дальнобойщиков как раз и нет. Поэтому разборок они предсказуемо не устраивают, предпочитая альтернативный вариант – отстегнуть «положенное» по таксе, которую любой дорожный «зубр» знает не хуже таблицы умножения. –
Гаишники отлично понимают, что по сравнению с проблемами, которые могут возникнутьу водителя из-за недоставки или порчи груза, взятка – зло несравненно меньшее, – поясняет Александр. – Драконовские штрафные санкции этой порочной практике только способствуют. А люди приучаются к тому, что по мановению милицейского жезла они должны немедленно упасть на колени, отдать деньги, извиниться и ехать дальше, но ни в коем случае не говорить «нет».
По законам базара
Госрегулирование рынка автомобильных грузоперевозок в России отсутствует. По этой причине он превратился в базар, где господствует черный нал, а 80% тех, кто держит этот бизнес, нелегалы. Водитель, который нанимается к ним на работу, абсолютно бесправен, поскольку и сам становится нелегалом. По словам г-на Котова, почти у всех теневых перевозчиков практикуется так называемый якорь – энная сумма, которая удерживается из зарплаты дальнобойщика и затем резервируется. Если тот в чем-то провинился, его вышвыривают на улицу, а якорь предприниматель оставляет себе. Правда, дальнобойщики тоже в долгу не остаются. Известно немало случаев, когда оборотистые водилы испарялись вместе с чужим грузом и авто.
Одно из самых распространенных последствий этих «высоких» базарных отношений – невыплата денег, честно заработанных дальнобойщиком. Люди иногда месяцами ждут обещанных златых гор, продолжая исправно выходить на трассу, а в итоге остаются на бобах. На рынке грузоперевозок есть и фирмы-однодневки, которые специализируются исключительно на «кидалове». С выдачей зарплаты они тянут сколько могут и в один прекрасный день исчезают бесследно. Парадоксально, но, зная об этом беспределе не понаслышке, дальнобойщики, чей хозяин пытается вести бизнес в белую, бывают им очень недовольны. Среди водителей бытует мнение, что такие «слишком правильные» налоги платят за их счет и, если бы не эта блажь, денег у них выходило бы больше…
В режиме нон-стоп
Поистине неисчерпаемая тема – условия труда дальнобойщика. Сегодня оплата грузоперевозок определяется тоннакилометрами. Это означает, что чем быстрее водитель доставит груз до места, тем быстрее он получит деньги. А чем быстрее он получит деньги, тем быстрее выйдет в следующий рейс и получит уже следующие деньги… Поэтому экономить время люди готовы на всем, в том числе и на отдыхе. Когда есть напарник, с этим, конечно, проще, хотя сон в условиях шоферского спальника краток и тревожен. Но даже такой роскоши большинство дальнобойщиков лишено. Причина проста: если имеешь сменщика, оплату за рейс приходится делить на двоих. Вот и ездят они в основном по одиночке, надеясь на русский авось, преодолевая сотни километров практически без передышки… И отключаются за рулем, и вылетают на встречку, в кювет… И ставят друзья-дальнобойщики погибшим памятники у дорог, а сами продолжают испытывать судьбу.
Рисковых «одиночников» опасность подстерегает не только на трассе. Ведь в конце каждого маршрута обязательно есть крупный населенный пункт, где условия движения куда сложнее. Справиться с ними очумевшему от многочасового бдения водителю, не наделав бед себе и окружающим, удается далеко не всегда.
Впрочем, даже если бог милует дальнобойщика от фатальных ДТП, шансы дотянуть до пенсии у него все равно невелики. Здоровье подтачивает и ненавязчивый придорожный сервис, и несвоевременное обращение за медицинской помощью, и стремление сэкономить на еде. А уж о стрессах и говорить не приходится. Сломался ли ты в пути, противостоишь ли произволу людей в погонах, грабят ли тебя, убивают – со всеми своими проблемами дальнобойщик почти всегда один на один. Прийти на выручку коллеге готовы единицы. Не принято это нынче.
Жанр: истерн
С криминалом на дорогах знакомы, конечно, и автолюбители. Но если для них это все-таки ЧП, то для профи едва ли не повседневность. В 90-е годы лихие люди чаще охотились за грузом. Сегодня они предпочитают наличные. Подлавливают дальнобойщиков, как правило, на остановках. Хотя практически у каждого из них есть оружие, крутить гайки или ходить по нужде с карабином все же несподручно. Обычно размер дани, которую требуют бандиты, составляет не более 2–3 тысяч рублей. Жертве проще пойти на эти условия, чем оказывать сопротивление голыми руками. В противном случае побьют и отберут уже всю имеющуюся наличность. Устраивают дальнобойщикам и подставы, причем не только на безлюдных «нецентровых» трассах.
На содержимое фур покушаются в том случае, если они везут что-то ценное – бытовую технику, водку, лекарства. Есть регионы, где такие машины грабят прямо на ходу, прилепившись к ним сзади на легковушке. Злоумышленники открывают кузов, режут тент и просто сбрасывают товар на обочину. Техника обычно надежно упакована, поэтому из 10, скажем, плазменных панелей, пять остаются целыми. Водитель хорошо видит этих «ковбоев» в зеркало, но сделать ничего не может, иначе достанется и ему. Ну а что же «шерифы»? Увы, при разбойных нападениях и в случаях рэкета дальнобойщики предпочитают к ним не обращаться. Во-первых, из-за пресловутой потери времени, а во-вторых...
– Посты ГИБДД нередко сами же и «крышуют» бандитов, – говорит Алесандр Котов. – Иначе откуда у тех информация о грузах? Ведь фуры с памперсами и виноградом никто не грабит. То же самое с подставами. Не так давно одному водителю удалось уйти от вымогателей, вдребезги разнесших ему ветровое стекло, и добраться до ближайшего поста. Первое, что он там увидел, была машина бандитов. После того как парень сообщил об инциденте гаишникам, те «посоветовали» не раздувать дела, пригрозив подбросить в кабину фуры гранату. Примечательно, что произошло это на Ленинградке, перед самым въездом в Москву.
О гаишниках – с любовью!
Разумеется, после всех вышеописанных «пенок» только самый ленивый дальнобой не станет костерить «ментов». И все же надо признать, бывают случаи, когда наши короли дорог чуть не до слез были благодарны милиционерам. Например, счастливо отбившись от рэкетиров и добравшись до города, водитель обращается в центральное отделение ГАИ. По его наводке их машину задерживают, а самих препровождают в КПЗ. Ситуация, тем не менее, складывается не в пользу пострадавшего. Доказать факт вымогательства он, не имея свидетелей, не может, при этом бандиты ни в каких базах не числятся, значит, держать их в кутузке формальных оснований нет. Но милиционеры, войдя в положение дальнобойщика, все-таки держат. Таким образом он получает возможность отъехать как можно дальше от города, а бандиты лишаются шансов свести с ним счеты. Известны и другие берущие за душу истории.
– Один член нашего профсоюза по прозвищу Дедушка Сарай застрял на обочине где-то за Уральским хребтом, – вспоминает Александр. – Увидев на дороге местных,он обратился к ним за помощью и… получил топором по голове. Его обобрали и оставили у дороги, думая, что мертвый. А он выжил. И что самое поразительное, когда наши представители приехали на место для выяснения обстоятельств, все было в полном порядке. Дедушка Сарай в наилучшем виде лежал на больничной коечке и лечился, а машина, из которой не пропало ни нитки, в целости-сохранности пребывала на стоянке. И все это только благодаря гаишникам! Они и отключившегося Сарая обнаружили, и к врачам его доставили, и фуру потом отогнали с трассы. Так что чернить всех до одного сотрудников ГИБДД явно не стоит. Нормальные люди в любой ситуации остаются людьми, независимо от того, гаишники они или дальнобойщики.