Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Опираясь на воздух

ОПИРАЯСЬ НА ВОЗДУХ
Полная версия

АЭРОМОБИЛИ: "ХИВУС-4" И "ПЕГАС"

Не отворачивая в сторону, несемся вперед: вот уже кромка черного омута! Глупое сердце провалилось куда-то вниз, дыхание на миг прервалось - господи, какая же здесь глубина-то? Мягкий толчок, туча брызг - и через несколько секунд мы уже на другой стороне полыньи. Чуть отойдя, останавливаемся. Рядом, подрагивая корпусом, замирает еще один вездеход - ему надо очистить ото льда ветровое стекло... Столь уникальную проходимость демонстрируют аппараты на воздушной подушке (АВП) "Хивус-4" и "Пегас", построенные нижегородскими компаниями "Аэроход" и "Пласт" - по размерам и вместимости фактически аэромобили.

Принцип движения АВП достаточно прост (ЗР, 2003, № 5). Вентиляторы нагнетают воздух под огражденное мягкой юбкой днище, заставляя аппарат висеть, едва касаясь поверхности. Давление в воздушной подушке всего около 0,01 атм, его легко выдерживает любое покрытие, будь то болото, снег или вода. А тягу для движения создает маршевый винт. В сравнении с нагнетающими вентиляторами он должен обеспечивать гораздо больший расход воздуха при меньшем напоре, что обычно заставляет разделять нагнетательный и движительный комплексы.

Именно по такой раздельной схеме построены все крупные АВП и четырехместный "Хивус-4". У него довольно большой низкооборотный шестилопастный винт и две пары центробежных вентиляторов. Силовой агрегат - "нивовский" мотор VAZ 21213 (1,7 л, 79 л. с.). От его вала ремнями приводятся вентиляторы, а винт подключается центробежной муфтой.

Клепаный корпус из алюминиево-магниевого сплава установлен на три продольных двухъярусных баллона-скега, которые выполняют роль амортизаторов на неровностях и поплавков на воде. Четырехсекционные (для безопасности в случае прокола) верхние скеги накачивают примерно до 0,1 атм, а давление в нижних с помощью электрического компрессора можно менять даже на ходу в диапазоне 0,02-0,1 атм, в зависимости от подстилающей поверхности. Спереди и сзади просветы между скегами закрыты юбками, еще одна перегородка посредине. Таким образом, получаются четыре изолированные камеры, что обеспечивает высокую стабильность подушки: она не теряет эффективности на неровностях, прощает заметное изменение центровки, улучшает остойчивость аппарата.

Более простую - совмещенную схему образования подушки используют на легких АВП, в том числе на "Пегасе". Небольшого диаметра высокооборотистый винт создает горизонтальную тягу и одновременно - напор воздуха для подушки. Трансмиссия предельно проста - ни муфты, ни сцепления, лишь зубчатый редуктор. Мотор - четырехцилиндровый оппозитный "Ротакс-912ULS" (1,35 л, 100 л. с.) - подобен тем, что используются в легкой авиации.

Стеклопластиковый корпус "Пегаса" больше похож на кабину самолета, ограждение воздушной подушки упрощенное - без скегов, но с кольцевой юбкой. Амортизаторами на неровностях служат две мягкие продольные полости, давление в которых создает все тот же винт. А в случае остановки двигателя на воде пенополиуретановые вставки в корпусе обеспечат плавучесть. Правда, даже с тремя людьми на борту палуба возвышается из воды лишь сантиметров на пятнадцать, а уж при заявленной нагрузке в 600 кг не хочется и думать о приводнении на сколько-нибудь высокую волну!

Заявленные параметры требуют комментариев: похоже, производители вкладывали в них разный смысл. Четыре человека разместятся в просторной (ширина 1800 мм, площадь пола 4,5 м2) кабине "Хивуса" с королевским комфортом. Останется место и для багажа, и для снаряжения, а при желании даже на ходу можно устроить спальное место размером 1800х1400 мм. В небольшом с округлой крышей кокпите "Пегаса" (ширина 1350 мм, площадь пола 3,0 м2) и четверым тесновато, пятого же можно втиснуть лишь в случае крайней нужды. Впрочем, разложив диваны, и здесь двое устроятся на ночлег.

Похожая ситуация с грузоподъемностью. Для "Хивуса", хотя и менее мощного, но с эффективным нагнетательным комплексом, 400 кг выглядят вполне посильной нагрузкой. А вот шесть центнеров на борту "Пегаса" - скорее расчетный максимум для ровной поверхности. Чтобы уверенно проходить сколь-нибудь серьезные препятствия (не говоря уже о заявленном 10-градусном подъеме!), ношу придется уполовинить. Во всяком случае, в испытательном пробеге "Хивус" с тремя людьми на борту легко проходил полуметровые торосы со вздыбленными льдинами, а "Пегас" с той же нагрузкой нередко доставал их днищем. У него довольно тяжелый стеклопластиковый корпус, из-за которого простой по конструкции "Пегас" лишь на сотню килограммов легче крупного "Хивуса" с его массивными агрегатами.

Две сотни километров по скованной льдом Волге выявили и другие различия. Скеги на ходу работают как полозья и создают неплохой боковой упор при маневрировании - "Хивус" устойчив на прямой и вполне охотно меняет курс вслед за поворотом руля. Однако высокий угловатый аппарат чувствителен к ветру: с несильным попутным при крейсерских 4000 об/мин он развивает 80 км/ч, а на обратном курсе - лишь 30-40 км/ч. А вот всегда чистые благодаря козырьку и двухслойной конструкции (опция) ветровые стекла "Хивуса" оценил, лишь когда плексиглас "Пегаса" на воде мгновенно покрылся коркой льда. Другой недостаток последнего аппарата конструкторы обещают вскоре устранить - заметное рыскание, требующее постоянной коррекции рулем. "Пегас" одинаково легко и практически не меняя курса скользит и передом, и боком, и задом наперед - эффектно со стороны, но объезд препятствия приходится начинать, едва завидев его вдали, иначе не успеть. Зато к ветру быстроходный обтекаемый аппарат почти нечувствителен.

Фары, ходовые огни, поисковый прожектор, автономный отопитель "Вебасто", проблесковый маячок, электрическая лебедка, аудиосистема - большая часть этого входит в стандартную комплектацию, остальное по заказу. Можно заказать и трейлер - в транспортном положении оба АВП легко укладываются в допустимый габарит по ширине (2,5 м), буксировать такой прицеп по силам вседорожнику или легкому грузовику класса "Газели".

Спросите, какой же АВП лучше? Смотря для чего. На охоту-рыбалку ездить, патрулировать в непролазных местах - удобнее на "Хивусе". Да и цена 634 тыс. руб. ($22 тыс.) выглядит привлекательнее, чем почти миллион ($34 тыс.) за "Пегас". Яркую эффектную игрушку, генератор адреналина в одном ряду с гидроциклом и снегоходом, будут покупать, скорее всего, не по расчету, а "по любви".

ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2004
Поделиться: