Классовые беспорядки
Текущая ситуация
Разброд и шатания на ниве классификации автомобилей происходят оттого, что между субъектами мировой автоиндустрии на сей счет до сих пор нет согласия и примирения. То есть международных организаций, институтов и профессиональных объединений всяких на планете завались, и регламентируют они все, что угодно, начиная от методик измерения багажников и заканчивая радиусами закруглений кнопок на панели приборов, но только не классификацию автомобилей.
Не помогают автолюбителям в этом вопросе и государственные органы: они дифференцируют машины по какому-нибудь одному простому параметру с целью удобства сбора налогов с автовладельцев.
Регулярные попытки рассортировать машины по классовым ячейкам предпринимают сотрудники автомобильных СМИ. В свое время не без их помощи была придумана так называемая «европейская классификация автомобилей» (так называемая, потому что неофициальная), вытеснившая из общего употребления деление машин по рабочему объему двигателя.
Еще сорок лет назад объем мотора был практически напрямую связан с размерами автомобиля, и других классовых признаков не требовалось (так, например, классифицировали машины в СССР), но как только производители стали устанавливать в маленькие машины большие двигатели и добиваться высоких мощностей при малых рабочих объемах, эта простая система оказалась несостоятельной. Тогда решили различать автомобили по габаритным размерам и придумали шесть основных размерных классов – A, B, C, D, E и F. Спортивные машины, кабриолеты, внедорожники и минивэны обозначили буквами G, H, I и K соответственно, но уже без учета размеров включенных в эти классы машин. Последнее обстоятельство позже не раз выходило классификации боком. Например, когда на рынке появились компактвэны, то подходящего класса для них не нашлось. Дело в том, что большинство таких машин построено на платформах моделей класса С, поэтому было бы логично и компактвэны к этому классу относить. Но не получается, потому что уж слишком они большие, хотя и меньше традиционных минивэнов. Выходит, что класс вэнов нужно дробить. Причем как минимум на три части, посколькусуществует еще целый выводок микровэнов типа Nissan Note и Opel Meriva, созданных на шасси машин класса B.
Другие грани несовершенства «европейской классификации» выявили кроссоверы – вроде бы еще не внедорожники, но уже и не легковые машины. Они до сих пор находятся в подвешенном состоянии, как сироты убогие, но во многих странах их все-таки причисляют к классу внедорожников. Что такое кроссовер, тоже толком никто не знает, официального определения этого термина нет, хотя многие считают, что главное отличие кроссоверов от внедорожников заключается в упрощенной схеме полного привода (нет понижающей передачи в раздаточной коробке и блокировок дифференциалов).
Впрочем, кроссоверы – это еще полбеды. В конце концов, и для них можно было бы завести свой класс. Главная беда сегодня творится внутри основных классов (тех, что обозначаются буквами от A до F): современные машины решительно не выдерживают изначально заданных этими классами рамок. Происходит это потому, что многие производители стремятся делать каждую новую модель крупнее и дороже предыдущей, и за пару поколений какойнибудь Renault Clio вырастает на один класс, хотя сам производитель упорно этого не замечает, продолжая позиционировать свою машину по-старому. При этом на рынке остается еще масса моделей, конструктивно устаревших, то есть разработанных 10–20 лет назад. Вот и получается, что Lada Priora или, скажем, Chery Amulet, уходящие корнями в 80-е годы и считавшиеся тогда полноценными представителями класса С, теснее и меньше современных одноклассников и их уже логично относить к классу B, но люди по привычке считают их машинами класса С.
Еще большую сумятицу в головы трудящихся вносят «игры» производителей с колесной базой и длиной машин. Короткие машины «живут» в одном классе, а длинные в другом, хотя выглядят почти одинаково. Примеры: Skoda Superb (класс Е) и VW Passat прошлого поколения (класс D), Renault Megane седан (класс D) и Renault Megane хэтчбек (класс C), Opel Vectra (класс D) и Opel Signum (класс E).
Ну а окончательно сбивает с толку автомобильную общественность загадочное слово «премиум».
Элитная прослойка
В массовый обиход слово «премиум» вошло сравнительно недавно – лет пять назад. В слове этом ничего страшного нет. Им обозначают престижные и дорогие автомобили независимо от их класса. Вот и все. То есть не существует премиум-класса, как многие думают, зато есть премиум-сегмент в каждом классе автомобилей. Не существует и четких критериев, по которым можно было бы определить, относится ли тот или иной автомобиль к премиум-сегменту. Поэтому если завтра АВТОВАЗ скажет, что его машины переходят в премиум-сегмент, никто помешать ему не сможет. Однако и всерьез такое заявление тоже никто не воспримет, потому что премиум-сегмент, пусть и условно, но все же предполагает наличие у автомобиля высоких потребительских качеств – комфортного салона, богатого оснащения, качественной отделки, технического совершенства. Еще не плохо бы иметь соответствующую репутацию производителя люксовых автомобилей, не отягощенную сомнительным прошлым выпуска машин для пролетариата. Именно исходя из этого соображения Toyota, Nissan и Honda в свое время учредили отдельные премиум-марки Lexus, Infiniti и Acura соответственно, чтобы люди не считали дорогие японские машины выскочками из низших сословий.
Откроем границы
Чтобы было легче ориентироваться в сложившемся классовом хаосе, мы предлагаем нашим читателям больше не сковывать себя габаритными рамками «европейской классификации», потому что уж больно много автомобилей в них не вписывается.
В то же время и отказываться от этой популярной классификации за неимением лучшей не стоит: пусть все классы называются так, как они называются, но основным критерием принадлежности машины к тому или иному размерному классу (от A до F) лучше считать не габариты, а колесную базу. Именно этот линейный размер больше всего влияет на простор в салоне, а он, в свою очередь, всегда был одним из главных признаков классности автомобиля. Конечно, колесная база на простор в салоне влияет косвенно, но все же больше, чем любой другой отдельно взятый линейный размер автомобиля. Габаритные размеры машины, и особенно длину, тоже можно использовать для определения классности, но лишь как уточняющую, но отнюдь не решающую величину. То есть если интересующий вас автомобиль по колесной базе попадает аккурат на границу двух классов, то уточнить его положение поможет длина.
Приведенные в наших таблицах диапазоны значений в известной мере условны, поскольку отражают лишь большинство автомобилей, продающихся сегодня на российском рынке. Любой новый автомобиль может скорректировать диапазон каждого класса в любую сторону, так что наши таблицы вряд ли будут актуальны больше одного года. С другой стороны, никто не мешает нам через год подправить классификацию, что мы и намерены сделать.
Обратите внимание, что диапазон длины каждого класса может пересекаться с соседними, это обусловлено необходимостью учесть в таблице все возможные варианты кузовов легковых автомобилей (то есть, например, седан класса B запросто может быть чуть длиннее хэтчбека класса С).
Классы для особо одаренных
Для удобства читателей класс вэнов и класс внедорожников мы разбили на три части (или подкласса или подгруппы – называйте, как хотите, только не сегментами, потому что сегмент в нашей классификации один на все классы, тот, который премиум).
К классу вэнов мы относим не только однообъемные и полутораобъемные автомобили, но и близкие им по потребительским качествам пассажирские версии коммерческих фургонов типа FIAT Doblo и Peugeot Partner.
Кроссоверы мы объединили с внедорожниками исходя из того соображения, что большинство внедорожников даже в нашей стране сегодня эксплуатируются на дорогах с твердым покрытием и следовательно не имеют перед кроссоверами никаких преимуществ. А те люди, которым внедорожник нужен все-таки для езды по пересеченной местности, как правило, ужене столько озабочены его классом, сколько геометрической проходимостью и возможностями трансмиссии. Не стали мы выделять в отдельную группу и так называемые микровнедорожники, поскольку, кроме Suzuki Jimny и старой «Нивы», на российском рынке таких машин нет. Не выделены в отдельную группу и пикапы, потому что это всего лишь разновидность кузова. Также имейте в виду, что таблица «Внедорожники и кроссоверы» не учитывает 3-дверных короткобазных версий машин, поэтому, например, 3-дверный Mitsubishi Pajero согласно нашей таблице все же не следует относить к компактным внедорожникам.
Кабриолеты и спортивные машины мы вообще решили не трогать, поскольку их размеры и вместимость при покупке учитываются чуть ли не в последнюю очередь. Потенциальные владельцы таких машин в первую очередь обращают внимание на дизайн, динамические качества и иногда цену.