Зов предков
Убежать к морю от суеты городских муравейников, чтобы в ленивой дреме на теплом песке забыть о существовании земной цивилизации, – сегодня многим отпускникам этого уже не достаточно. Позабыв о рассудительности, к которой приучила нас жизнь в мегаполисах, народ дичает на глазах и, повинуясь древним инстинктам, устремляется в горы. Подавив остатки здравомыслия, решили покорить вершины и мы. Увлекательную экскурсию по горным перевалам Кавказа организовал Геленджикский клуб внедорожников.
Их джипинг – это наш «уазинг»!
Время поездки – около пяти часов. Протяженность маршрута – примерно 70 километров. Цена – 700 рублей (такси по городу на это время обойдется дороже). Компания «Пилигрим», которая занимается этим довольно экзотическим видом туристических услуг, существует четыре года. Автопарк ее насчитывает уже 40 машин. По большей части это ульяновские вездеходы, но в пути мы видели и ГАЗ-69 в отличном состоянии. Все автомобили вне зависимости от возраста производят впечатление хорошо ухоженных, несмотря на далеко не тепличные условия эксплуатации. От заводских образцов внешне отличаются в основном улучшенной внутренней отделкой (особенно это касается сидений). Светло-кремовая кожа внутри этого грубоватого вояки – как атласный подклад на армейском кителе, но впечатляет. Внешний обвес здесь не приветствуется, поэтому никаких кенгурятников или неродных бамперов вы не увидите.
По словам одного из водителей, максимум доработок приходится на ходовую часть. Причем с использованием богатого опыта внедорожных соревнований (примерно четверть экипажей – спортсмены). Кузов приподнимается на 5–10 см с помощью проставок, а жесткость усиливается за счет приваренных рифленых листов и трубчатого каркаса. На новых Hunter пластмассовые шкворни меняются на металлические, более прочные, как у уазовских моделей-предшественников (на заметку ульяновским конструкторам). Вместо тормозов барабанного типа устанавливаются дисковые. А электрический вентилятор от ЗМЗ-405 чудесным образом решает все проблемы с перегревом двигателя.
Лучше гор могут быть только горы...
Асфальтовое покрытие заканчивается быстро, на 17-м километре от Геленджика мы сворачиваем на грунтовку, чтобы вскарабкаться на гору Шахан, высота которой 706 метров. И тут мне впервые захотелось пристегнуться. Самому. Ремнем. Так, чтобы ни одна физическая или любая другая сила не смогла оторвать меня от сиденья.
Шестьдесят километров в час по разбитой, как после бомбежки, посыпанной щебнем горной дороге – по остроте ощущений это сравнимо с переходом через пропасть по висячему мостику при хорошем ветре. Вертикальные и горизонтальные усилия, воздействующие на тело, заставляют мертвой хваткой держаться за все, что попадает под руку. Вся неповторимая красота соседних вершин и склонов фиксируется сознанием чисто механически. Зато вспоминается: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».
Спуск мало что меняет в эмоциональном плане, только добавляются тревожные мысли о прочности уазовских тормозных шлангов. Как и все представители журналистского племени, я подозревал в себе наличие скрытого садомазохизма, но явно не в такой степени.
С вершин спустились в долину водопадов, и добровольный обряд купания в небольшом скалистом бассейне с романтическим названием «Чаша молодости» привел чувства и мысли в порядок. Еще вам покажут полуразрушенный макет чеченской крепости «Грозовые ворота», построенный для съемок какого-то фильма и теперь вовсю использующийся предприимчивыми организаторами курортных развлечений.
А после посещения дольменов, чей возраст насчитывет от 3 до 7 тысяч лет, на вас вполне могут нахлынуть философские размышления о смысле бытия. Но ненадолго: заезд на так называемый водораздел, где одна часть горных речушек поворачивает на юг – к Черному морю, а другая на север – в Кубань, вернет к реальности. Так что недостатка впечатлений вы, скорее всего, не ощутите. Главное – не переоцените возможности своей нервной системы!