Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Навигаторы завоевывают провинцию

Навигаторы завоевывают провинцию
Полная версия

Ликбез

GPS-навигация (от англ. Global Positioning System) работает довольно просто. Вокруг Земли летают 24 спутника, до отказа загруженные различным оборудованием, начиная с точнейших атомных часов и кончая передающими устройствами. Принимают космический сигнал наземные станции, простейшими из которых являются GPS-навигаторы.

Принцип работы GPS-навигатора заключается в сравнивании времени отправки сигнала со спутника и времени его получения на Земле. Исходя из этого уже по одному спутнику можно определить приблизительное местонахождение на карте. Но обычный навигатор ловит сигналы как минимум трех спутников. В таком случае местоположение определяется еще четче, до нескольких десятков сантиметров у наиболее дорогих моделей. Если же навигатор способен уловить сигналы сразу четырех спутников, то можно не только получить данные о горизонтальном положении, но и узнать, как высоко вы находитесь от уровня моря. Впрочем, это принципиально лишь для альпинистов и спасателей – обычным путешественникам с лихвой хватает и трех сигналов. Разумеется, точность работы спутника и навигатора зависит от погоды. Сильный дождь или ветер способны увеличивать погрешность, но не больше чем на 30 метров. Удобен навигатор еще и тем, что помогает прокладывать свой маршрут. Например, вы заходите в лес и сразу ставите на дисплее контрольную точку. Гуляя по лесу, можно время от времени отмечать свое положение, а потом вернуться по этим точкам назад. Как правило, даже самый простейший навигатор способен запомнить до 20 маршрутов и 500 контрольных точек.

Больное место любого GPS-навигатора – карта. Россия не Европа, где оцифрован каждый сантиметр, и потому чаще всего мы имеем дело с картами масштаба 2 км в 1 см. По сути, это электронная версия обычной бумажной карты. Впрочем, услуга стремительно набирает популярность и уже нередки цифровые карты с возможностью многократного приближения.

Как правило, покупатель выбирает между несколькими неравноценными пакетами карт. Самый простой вариант – оцифрованная карта России и Европы упомянутого выше масштаба без возможности приближения. Стоят они от 100 рублей у «пиратов» до 2000–3000 рублей у официальных продавцов.Наиболее предпочтителен второй вариант – там карта каждого региона выпущена отдельно. Например, зачем вам покупать карту России с Уралом и Сибирью, раз вы передвигаетесь между Москвой, Ярославлем, Вологдой и Архангельском? Достаточно купить подробные карты этих регионов, а потом докупать по мере необходимости остальные. К тому же большинство дилеров дарят карты Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга как сопутствующий товар. Стоят такие карты от 400 рублей, абонентской платы нет. Когда карта устаревает, а случается это не чаще одного раза в пять-семь лет, вы покупаете новую.

Самый привлекательный вариант – подробная карта, в которой хранится не только географическая информация, но и данные о нахождении гостиниц, банков и ресторанов в любом городе. Навигатор, оснащенный такой картой, может не только показывать дорогу, но и вычислять протяженность маршрута и предлагать альтернативные пути. Единственное, что пока недоступно нашей провинции, – информация о пробках.

Готовьте деньги, господа

Если вы человек активный, любите отдых на природе, охоту и рыбалку, то лучше остановиться на портативных GPS-навигаторах, таких как JJ-connect Navigator 100, JJConnect Navigator 101BT, Magellan eXPLORIST 600 и т.п. Их отличительные особенности – небольшие размеры (умещаются на ладони), долгая автономная работа без подзарядки (20–24 часа, питание от батареи АА или ААА), устойчивость к колебаниям и прорезиненный корпус, защищающий от влаги. Особо продвинутые модели не боятся даже падения в воду. Часто такие навигаторы комплектуются барометрическими высотомерами и магнитными компасами. Поскольку путешественники регулярно роняют приборы, производители окрашивают их в яркие цвета – желтый, красный, оранжевый.

Как правило, стоимость портативных GPS-ников туристического типа редко превышает 10 тысяч рублей. Чаще всего покупатель будет иметь дело с простыми моделями стоимостью от 4 до 7 тысяч рублей.

Если навигатор нужен преимущественно в автомобиле, то лучше обратить внимание на стационарные GPS-приемники. Удобство их в том, что подходят они к любому автомобилю (можно установить как на ВАЗ-2101, так и на Lexus RX300), комплектуются большим полихромным дисплеем и адаптированным управлением. Водонепроницаемый корпус здесь не требуется, зато необходимо питание от внешнего источника – бортового электричества. Наиболее продвинутые модели могут работать и от батарей. Автомобильные модели стоят значительно дороже, чем портативные. Например, Garmin GPSMAP 172C – 21 500 рублей, Garmin GPSMAP 520 на 10 тысяч дороже, а Garmin GPSMAP525 – 41 тысячу рублей. Различаются набором дополнительных функций и точностью показаний. Впрочем, для штатного использования годится навигатор стоимостью до 25 тысяч рублей.

Существуют навигаторы для велосипедистов и туристов, которые хотят иметь навигатор всегда под рукой, точнее, на руке. «Наручники» обладают компактными размерами и малым энергопотреблением, но в жертву принесены дисплей и управление. Зачастую экран вообще не показывает карту, но есть функция маршрутного сопровождения, когда нужное направление показывает стрелка. Стоят такие приборы в районе 3–8 тысяч рублей.

Вроде все хорошо, но, как у любого полезного изобретения, у GPS-навигатора есть серьезные недостатки. Во-первых, полагаться только на его показания чревато. Есть случаи, когда водители, руководствуясь командами навигатора, застревали между двумя деревьями или заезжали в тупик. Во-вторых, система GPS принадлежит США и при очередном конфликте, когда все спутники направлены на обслуживание военных в горячей точке, навигаторы предательски молчат. Проблему мог бы решить ввод отечественной системы ГЛОНАСС, но, по всей вероятности, в широкий доступ эта система поступит лишь к середине следующего года.

Подпишитесь на «За рулем» в

30.10.2007
Поделиться: