Секреты балансировки
К балансировке колес у отечественных перевозчиков отношеК ние неоднозначное. Грузовик – не легковушка, биение колес которой четко ощущается на рулевом колесе при определенных скоростях движения. Мощный гидроусилитель эффективно демпфирует ударные нагрузки, идущие от колес, правда, при этом сильно нагружается его зо-лотниковый механизм. Ощутить дискомфорт от дисбаланса в полной мере могут лишь водители старых ГАЗ-53 и новых ГАЗ-3307, у которых и по сей день нет усилителя рулевого управления. Но так ли много этих машин задействовано на междугородних перевозках? ГАЗ-ы работают по большей части на городских маршрутах, где скорости невелики, и дисбаланс колес часто не проявляется в полной мере. Иная ситуация с машинами, задействованными на международных и междугородних маршрутах. По магистралям автопоезда идут с большими скоростями, а порождаемые дисбалансом колес ударные нагрузки существенны. В результате разбивается подвеска, «летят» подшипники, текут сальники и, конечно же, преждевременно изнашивается дорогая резина. Неотбалансированное колесо катится по дороге неравномерно, скачет, виляет, одним словом, все время стремится изменить вектор своего движения. Это приводит к ухудшению устойчивости машины и ускоренному износу протектора, который словно покрывается заплешинами.
Сказать, насколько именно сокращается ресурс неотбалансированной шины невозможно, так как это зависит как от величины самого дисбаланса, так и от состояния подвески. По разным данным величина потерь ресурса из-за дисбаланса колеблется от 10% до 15%. Если отталкиваться от пробега резины, установленной на рулевой оси тягача – 150 тыс. км, то недопробег составит от 15 до 22,5 тыс. км. Убытки от поломок ходовой части и срыва поставки груза явно будут больше.
(Полный текст статьи читайте в журнале "Рейс" №10, декабрь, 2007 г.)