Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Локальный вопрос

Локальный вопрос
Полная версия

Президент Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов Сергей Бодрунов сообщил, что в городе заканчивается формирование кластера (технопарка) местных производителей автокомпонентов для четырех заводов японских и американских производителей. Руководитель финансово-экономического блока Смольного, вице-губернатор Михаил Осеевский уверен, что уже в 2010 году уровень локализации в Петербурге будет не менее 30 процентов.

Там иностранцы правят бал

Перечень участников будущего кластера должен принять окончательные очертания в первом квартале следующего года. Предполагается, что туда войдут более 40 компаний, в том числе иностранные. Первые автокомпоненты к обитателям «российского Детройта» поступят в третьем квартале 2009 года, когда четыре завода в промзонах Шушары и Каменка совместными усилиями должны будут собрать 250 тысяч автомобилей. Но это мощность только первых очередей заводов, при устойчивом спросе их легко удвоить, а то и утроить. Бодрунов полагает, что в 2012 году в Петербурге с конвейера сойдут от 800 тысяч до 1 миллиона иномарок.

Будущий кластер производителей запчастей, в котором будут представлены как российские, так и зарубежные фирмы, а также компании в юридической форме совместных предприятий, способен к 2012 году полностью обеспечить узлами и деталями 250 тысяч автомобилей и создать три тысячи новых рабочих мест.

Для выхода на проектную мощность в развитие технопарка его участникам необходимо инвестировать в проект до 1,2 миллиарда евро: это больше, чем совместно вкладывают в первые очереди своих заводов все обитатели «петербургского Детройта» (700 миллионов евро).

Прямые инвестиции в проект составят 300–340 миллионов евро, финансовые вложения в оборудование и технологии – 620–740 миллионов евро, в инфраструктуру – 35–45 миллионов. Управляющей компанией, которая объединит усилия будущего кластера, по итогам международного конкурса стала одна из немецких компаний, имеющая большой производственный, консультационный и логистический опыт, а также связи в мировом автомобильном бизнесе.

В производственном комплексе разместятся локальные производители узлов и деталей, поставщики технологий и единый для всех компаний технопарка логистический оператор.

К сожалению для россиян, в числе первых 40 обитателей компонентного «заповедника» главную роль будут играть иностранные компании, так как отечественные мастера пока не способны производить качественные узлы и агрегаты, соответствующие требованиям лидеров мирового автопрома.

В чужой монастырь со своей свечкой

Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов создана весной 2007 года и объединяет 60 участников. Номенклатура серийной продукции, выпускаемая на их производственной базе, – 1500 наименований, в том числе электронные блоки, навигационные системы, приборное оборудование, амортизаторы, узлы и агрегаты топливной системы. Но большую часть ассортимента составляет мелочовка: стекла, коврики, пластмассовые изделия.

Пример областного Ford, владельцы которого открещиваются от сотрудничества с местными предприятиями, ссылаясь на низкое качество производимых в России запчастей, показывает, что войти в чужой монастырь, то бишь конвейер, со своей автомобильной свечкой будет непросто.

Управляющий директор группы «General Motors СНГ» Уоррен Браун отметил: «В России имеется внутренняя база для производства компонентов, но пока страдает их качество». Соотечественники не согласны. Они уверяют, что легче сделать конкурентоспособную деталь, чем попасть в поставщики к капиталистам.

– Наше участие в локализации зависит не от качества продукции, а от того, хочет или не хочет иностранный автозавод, чтобы мы в этой локализации участвовали, – подчеркивают производители.

Алгоритм общения, по мнению российских партнеров, начинается и заканчивается на уровне прощупывания возможных кооперационных связей. Для американцев и других при выборе партнера важны не его кулибинские разработки, а наличие сертификата СМК (Система менеджмента качества), ISO-9001 и других международных стандартов.

Вполне логично, что открытые в России конвейеры по производству иномарок заинтересованы в поставках проверенных деталей и узлов с заводов своих же компаний за рубежом. Но возможность тянуть с обещанной локализацией им не дают условия инвестиционного договора и потенциальные российские поставщики.

Концентрация автосборочных производств в Петербурге да и во всем СЗФО создает хорошие предпосылки для развития местного компонентного бизнеса. Но его необходимо развивать с технологического нуля, так как на лекалах «Жигулей» далеко не уедешь.

Ассоциация петербургских производителей автокомпонентов прекрасно понимает это. В ее состав вошли как действующие поставщики комплектующих изделий, так и предприятия хай-тека и ВПК. Среди первоочередных планов ассоциации анализ существующего в Петербурге режима доступа поставщиков и производителей автокомпонентов на рынок промышленной сборки. Кроме того, учредители готовят концепцию формирования компонентного кластера на основе новых зарубежных и оригинальных технологий, систематизируют и обобщают материалы по вопросам поставки продукции для сборочных автомобильных компаний, которые осуществляют свою деятельность на территории Петербурга.

Вступление российских компаний в компонентный кластер – еще не гарантия их финансового успеха. Те же японские производители заявили, что на первых порах будут ориентироваться на соотечественников, а транснациональная корпорация Magna получила в Шушарах земельный участок площадью 30 гектаров и вложит там 100 миллионов евро в производство автокомпонентов.

Подпишитесь на «За рулем» в

17.11.2007
Поделиться: