Суффикс
Мечта об универсальном автомобиле не покидает многих автопроизводителей. В самом деле, в нынешних экономических условиях очень удобно не растрачивать ресурсы на поддержание многочисленных модельных рядов, а создать такую машину, которую покупали бы разные люди для разных целей. Иллюстрацией к мечте могут служить разнообразные проекты, которые постоянно будоражат публику на автомобильных выставках.
Однако реальность такова, что о подлинно универсальном автомобиле гораздо проще мечтать, чем его сделать. Здесь вступает в силу обширный набор взаимоисключающих друг друга факторов, которые не позволяют в полной мере реализовать красивую идею. Во всяком случае пока…
Но мечтать еще никто никому не запрещал.
Не имея физической возможности создать вечный двигатель, можно запатентовать бренд с аналогичным названием. При отсутствии консенсуса потребителей на тему «что считать идеальным автомобилем» разумнее всего предложить некое объединяющее начало, хотя бы и виртуальное. Toyota решила сгруппировать покупателей вокруг своего нового автомобиля, обозначив его простым и незамысловатым именем Ist. Виртуальность цементирующего начала подчеркивается тем, что Ist – это вовсе даже не слово, а суффикс. Зато реальный эффект превосходит все ожидания. Ведь назвать автомобиль своим теперь могут баянисты и пианисты, трактористы и машинисты, эгоисты и альтруисты. А также многие другие, кому остается только добавить к предложенному варианту собственный корень, приставку и, может быть, окончание.
Подобный трансформер замечательно вписывается в рыночную стратегию Toyota, которая, как известно, не стремится доминировать в какомто узком сегменте, как это делают некоторые другие автопроизводители, а работает сразу во всех направлениях. Ist развязывает руки маркетологам, которые могут с помощью веселой игры слов обрабатывать обширные группы аудитории. Проблема для русского человека в том, что все эти замечательные шутки и прибаутки остаются там, по ту сторону Японского моря, ибо в Россию Ist официально не поставляют. И совершенно напрасно, считают те, кто уже успел воспользоваться услугами частного импорта и приобрел машину.
Что скажут люди?
Александр, владелец Toyota Ist 2003 года:
– В машине уйма бардачков, кармашков, все компактно и удобно. Нет пепельницы и прикуривателя. Зато есть подлокотник. Понравилась электронная начинка: всякие рукоятки, колесики, табло – все очень стильно и качественно. Весьма удобная посадка. Продумана форма сидений, отличная фиксация, при этом сидеть мягко. Динамика у машины приличная: можно легко стартовать со светофора и быстро перестраиваться. Тормозам ставлю пять баллов. Хотя где-то читал, что задние должны быть барабанными, у меня оказались дисковые. Но я не сильно расстраиваюсь.
Что не понравилось: большой радиус разворота. Может, это мне кажется и я еще не привык – до этого 4WS на Honda делали чудеса. Долго привыкал к обзору. Наверное, придется снять задние подголовники, потому что мешают смотреть в зеркало заднего вида.
Виктор, Toyota Ist 2002 года:
– Что касается салона, то в сравнении, например, с новым Avensis выглядит он, безусловно, более дешевым, однако это вполне допустимо для машины класса В. Хотя белые вставки пластика придают интерьеру некую оригинальность, и особенно хороши в этом смысле выделяющиеся круглые диффузоры.
На машине хочется ездить снова и снова: за счет отличной управляемости в повороты Ist входит уверенно и четко слушается руля. Мощности 1,3-литрового двигателя вполне хватает для езды в городе. Да и на трассе до 140 км/ч «японка» неплохо разгоняется. Однако неприятно может удивить парусность машины – боковой ветер ощущаю достаточно явственно.
Шумоизоляция средняя. Салон нельзя назвать шумным, но иногда из-за обилия жесткого пластика нет-нет да и начнет поскрипывать, но это характерно для плохой дороги, где сильны вибрации. Подвеска жесткая, но привыкаешь довольно быстро.
Расход топлива – где-то 7–8 л на 100 км. Машина нормально заводится при –200C, но печка медленно прогревает салон.
Приборы: спидометр, тахометр, указатель уровня топлива, окошко с цифровыми показаниями одометра, включенной передачи и времени – расположены в центре торпедо. Не могу сказать, что гораздо удобнее обычного, но то, что это не вызывает неудобств, – однозначно. За рычагом коробки расположен, как я его называю, бар: это место используется у меня под компакт-диски.
Задние сиденья можно сложить – получается огромный плоский багажник, хотя в обычном положении задних сидений багажник небольшой, но за счет того, что инструмент, докатка и прочие автомобильные мелочи прячутся в ниши, закрываемые панелями, он не бывает захламлен. Со сложенными задними сиденьями я перевозил четыре колеса, когда менял резину… Очень удобно.
Сиденье водителя регулируется по высоте, наклону и передвигается вперед-назад. Рулевая колонка регулируется по вылету. Интересная деталь – рычажок для открытия крышки бака находится в ногах у водителя, под ковриком. С первого раза и не найдешь. Конечно, есть подсветка салона и багажника, тут все стандартно. Электропривод зеркал, электростеклоподъемники у всех дверей, центральный замок.
Константин купил машину во Владивостоке, эксплуатирует в Москве:
– Машина для своей категории дороговата. За эти деньги можно взять Corolla с кожей и нормальным пластиком. Но дизайн Ist того стоит. Ничуть не жалею о своем выборе.
В машине стоит японская сенсорная магнитола 2DIN. Любопытно, что без проблем читает пиратские DVD. Адаптировал радио под наши частоты, но качество приема осталось так себе.
С обслуживанием автомобиля проблем нет, все запчасти есть в магазинах. Для мегаполиса машина идеальна: маленький расход топлива, маневренность, комфортный салон.
Алексей, владелец «леворукого» Ist:
– У меня не совсем Ist, вернее, он, но для американского рынка. Соответственно называется Scion XA. В Штатах продается с 2003 года, название переводится как «Наследие». Ориентирован на молодых водителей, стоит до $12 800. Специально для американского рынка оснащен хорошей музыкой и другими прибамбасами. Гарантия – три года и примерно 36 тысяч миль пробега.
Мое впечатление от штатной музыки – просто супер! CD/MP3 на шесть дисков, 160 Вт на канал, шесть динамиков. Звук чистейший и очень богатый, причем с увеличением громкости ухудшения в звучании нет. Был приятно этим удивлен, поэтому менять ее даже не думаю.
Унисекс
Когда в 2002 году продажи Toyota Ist начались в Японии, автомобиль сразу вышел в лидеры: только за один месяц было продано более 42 тысяч машин. Успеху способствовал не только грамотный маркетинговый ход с названием, но и эффектный внешний вид. Новый дизайн в стиле унисекс пришелся по вкусу и японкам, и японцам. В России ситуация аналогичная. Несмотря на то что здесь любую машинку размером меньше Land Cruiser Prado считают женской, принципиальных возражений против Ist нет ни у кого. Подобный универсализм резко выделяет модель из всего ряда «витцеобразных»: ведь у многих, по крайней мере во Владивостоке, сложилось твердое убеждение, что родоначальник семейства Toyota Vitz – сугубо женский автомобиль. Возможно, формированию стереотипа способствовало изобилие в Приморье Vitz цвета розовый перламутр, который действительно мало вяжется с образом настоящего мужчины. Ist же в столь экстравагантной расцветке не встретишь.
Есть другие, черные или серебристые, с аэродинамическими обвесами и пониженным клиренсом, которые выглядят классическими hot hatch. Такие тачки вряд ли язык повернется назвать дамскими штучками. А если учесть, что для двигателя 1NZ существует турбокит, то можно получить кайф от усовершенствования машины, благо вариантов тюнинга для этой модели в Японии навалом.