Авто для инопланетян
В том, что по прибытии из Владивостока в Ниигату, Тояму или любой другой японский город появляется ощущение попадания на другую планету, давно уже нет ничего удивительного. Окруженная со всех сторон морем, Япония живет по своим собственным законам и создает свой мир, кардинально отличающийся от того, который привыкли видеть жители Российской Федерации. В том мире не приветствуется мусор и грязь, крайне низкий уровень коррупции и во всем чувствуется опора на здравый смысл.
Здравый смысл организаторов Tokyo Motor Show-2007 подсказал им, что в условиях длящегося вот уже несколько лет экономического спада в Стране восходящего солнца совсем нелишним будет объединение нескольких крупных выставок под общей крышей. И если раньше правилом было чередование через год показа концептов и новых дизайнерских идей, а затем утилитарных автомобилей, инновационных запчастей к ним, а также грузовиков и автобусов, то в этом году было все вместе. Способствовала такому подходу и круглая дата Tokyo Motor Show-2007. Нынешнее мероприятие стало сороковым по счету начиная с 1954 года, когда в японской столице прошел первый автосалон. Сегодня это автошоу – крупнейшее для стран Азиатско-Тихоокеанского региона и одном из наиболее значимых событий мирового масштаба.
Взлеты и падения
Выставка проходила с 27 октября по 11 ноября в токийском районе Чиба на территории выставочного комплекса Makuhari Messe. И как раз в эти дни на восточное побережье островов обрушился мощный тайфун, который сыграл определенную роль в том, что нынешнее шоу не смогло поставить новый рекорд по числу посетителей. Выставку посмотрели 1 млн. 425 тыс. человек, в то время как по прогнозам должно было быть не менее полутора миллионов, что превысило бы показатели 2005 года. Впрочем, никакой трагедии в этом нет, многолетняя статистика свидетельствует, что Tokyo Motor Show регулярно испытывает подъемы и спады.
Нынешнее шоу ряд наблюдателей посчитали именно упадническим, отметив, что многие экспонаты уже демонстрировались на других автсалонах, а в ряде новых концептов не просматривалось ничего нового. Пожалуй, это не совсем так, ибо одно дело смотреть, а другое – видеть.
Участие в выставке приняла 241 компания из 11 странмира. Они привезли 520 автомобилей, из которых 71 был мировым дебютом, а 97 – премьерой для японского внутреннего рынка. Последние автомобили интересны тем, что именно они в скором времени, если, конечно, российское правительство не предпримет определенных шагов, окажутся на торговых площадках владивостокского авторынка «Зеленый Угол». Примером для этого может служить Suzuki Escudo 2005 модельного года, который спустя всего лишь полгода после демонстрации его на автошоу появился во Владивостоке.
Битва титанов
На нынешней выставке присутствовали модели, потенциально готовые к теплому приему на приморских берегах. Та же Suzuki Motor продемонстрировала любопытный концепт X-Head. Как водится у Suzuki, машина представляет собой компактный небольшой автомобиль, оснащенный полным приводом и другими атрибутами настоящего внедорожника: высоким клиренсом, рамой и крепкой подвеской. На стенде Tokyo Motor Show красовался пикап, однако практика показывает, что в рукаве у производителя обычно припрятано не менее двух вариантов компоновки кузова, поэтому рядом с пикапом вскоре наверняка появится и закрытая модель.
Альтернативу Suzuki X-Head продемонстрировала Daihatsu. У нее на подиуме красовался «Повелитель грязи» как раз именно в закрытом варианте вагонной компоновки. При таком подходе первое, что приходит на ум при взгляде на Mud Master, – «маленькая Delica». И действительно, своими формами микроавтобус сильно напоминает любимый приморцами Mitsubishi в кузове P35W. Однако в отличие от большого собрата малыш гораздо больше приспособлен к российским дорогам, ибо имеет совершенно нереальный для своего класса клиренс – 370 мм! Напомним, у Delica он составляет «жалкие» 210 мм. Столь выдающихся показателей Daihatsu удалось достичь за счет применения «тракторных» ступиц, привод которых расположен ниже оси моста.
Планета Эко
Вообще, говоря о технических новинках, нельзя не отметить тенденцию к переходу на гибридные силовые установки. Японцы всерьез рассчитывают захватить этот перспективный рынок, и все ведущие автопроизводители сосредоточили усилия на разработках в этом направлении. А наиболее преуспели здесь Honda и Toyota. Их гибридные двигатели уже запущены в серию и устанавливаются не только на малолитражкахтипа Civic или Prius, но и на больших престижных автомобилях типа Toyota Kluger или Honda Airwave. Гибридные двигатели не только экономичнее обычных, но и экологичнее, а последнее обстоятельство для японцев чрезвычайно важно, ибо свои острова они стараются поддерживать в чистоте.
Кроме чистоты для японцев важна и безопасность. Среди экспонатов на эту тему – аербэги для пешеходов. Поскольку водитель и пассажиры транспортного средства теперь неплохо защищены, настала очередь позаботиться о других участниках дорожного движения. В автомобили будущего японцы планируют устанавливать подушки безопасности под ветровым стеклом, которые будут срабатывать в случае наезда на пешехода. В паре с поднимающимся капотом это дает шанс сохранить человеку жизнь.
Не стоит забывать, что все эти новинки разрабатываются в первую очередь для японского внутреннего рынка. Многое из того, что японцы делают для себя, больше нигде в мире не продается. Это лишний раз подтверждает, что наши соседи живут на другой планете.