На пороге Euro 3
Экскурс в прошлое
Борьба за чистоту воздуха в нашей стране началась два года назад: 12 октября 2005 года вышло постановление правительства Российской Федерации № 609, утвердившее специальный технический регламент. Согласно этому документу транспортные средства, выпускаемые в нашей стране и ввозимые из-за рубежа, должны соответствовать международным экологическим требованиям Euro 2. Как это нередко у нас бывает, государственные органы, которые должны были контролировать отечественную и импортную технику, к такой работе оказались не готовы. Постановление вступило в силу фактически лишь через год – 29 октября 2006 года ввоз в Россию транспортных средств, не соответствующих требованиям Euro 2, был прекращен. К этому времени и отечественная автомобильная промышленность перестала выпускать автомобили, не отвечающие этим нормам.
Еще один шаг
Год назад была объявлена дата следующего этапа борьбы за чистоту атмосферы – 1 января 2008 года. И, судя по последним комментариям правительственных чиновников, переносить ее на более поздний срок никто не собирается. Тем не менее в ноябре этого года руководители ряда отечественных автозаводов обратились в правительство с просьбой разрешить им продолжить производство автомобилей с устаревшими системами питания. Мотивируют они свою просьбу тем, что переход на Euro 3 приведет к удорожанию их продукции на 500–600 долларов, в результате вазовскую «классику» и некоторые внедорожники перестанут покупать.
То, что в российских городах из-за ядовитого смога уже невозможно дышать, владельцев предприятий, похоже, не волнует. Не смущает их и тот факт, что упомянутые автомобили уже давно не отвечают современным требованиям безопасности и отнимают жизнь у многих тысяч наших сограждан, ежегодно гибнущих в авариях.
К моменту подготовки этого материала исполнительная власть не отреагировала на просьбу производителей машин позавчерашнего дня, но если она действительно решила навести порядок на наших дорогах, ответ должен быть отрицательный. Только таким образом можно принудить руководителей отечественного автопрома начать выпускать недорогие, безопасные и экологически чистые автомобили.
Ну а что же потребитель?
Увы, судя по результатам опросов, опубликованным в печати и Интернете, некоторым российским автомобилистам (по разным данным, их доля составляет 20–25 процентов от общего числа опрошенных) безразлично, что вылетает из выхлопной трубы их машины; для них сэкономленные при покупке автомобиля 10–15 тысяч рублей важнее здоровья окружающих. А ведь доказано, что выхлопные газы становятся причиной целого ряда опасных и трудноизлечимых заболеваний, причем устаревшие системы очистки мало чем могут помочь. Еще один факт: владелец такого транспортного средства подвергается опасности в гораздо большей степени, чем окружающие, так как постоянно находится в зоне вредного воздействия. Кроме этого, продукты сгорания топлива тяжелее окружающего воздуха и их концентрация максимальна у поверхности почвы, а это означает, что более других от вредного выхлопа страдают дети.
Так что если вы решили приобрести новую машину, не пожалейте несколько сотен единиц иностранной валюты на вариант с катализатором. Лечение от последствий ежедневной газовой атаки обойдется гораздо дороже.