Парадный выезд
Прежде чем отправиться в Горячий Ключ для знакомства с Mercedes-Benz 190 SL, я постарался как можно больше узнать об этой машине. Что удивительно, модель была создана всего через десять лет после поражения Германии во второй мировой войне – летом 1955-го. Это был спортивный 2-местный родстер со складной брезентовой крышей, имевший заводское обозначение W 121. За восемь лет было собрано чуть больше 25 тысяч машин, львиная доля которых осела в США.
Автомобиль изначально проектировался по заказу Максимилиана Е. Хофмана, крупнейшего импортера Mercedes в Соединенных Штатах. Но если уж быть до конца точным, по-настоящему спортивным автомобилем стал SL 300 Gullwing («крыло чайки»), а его младший собрат 190 SL оказался больше приспособлен к дорогам общего пользования.
Двигатель 190 SL развивает 105 л.с. и разгоняет машину до сотни за 14,5 секунды. Максимальная скорость – 170 км/ч. Примечательно, что на рядной «четверке» стоят аж два карбюратора, каждый из которых готовит смесь на два цилиндра.
Ну а теперь о конкретной цели нашей поездки. Машина, которую мы тестировали в Горячем Ключе, увидела свет в 1956 году, а спустя почти полвека попала на реставрацию в автоцентр Mercedes. Специалисты «КлючАвто» возились с ней около года – родстер был не аварийным, но очень неухоженным. Хотя железо свое, без намека на ржавчину. Необходимые детали заказывали по каталогу в Германии, вплоть до резинок и уплотнителей. Так что в 190 SL кроме аккумулятора и предохранителей все родное.
На финишном этапе в реставрации принимал участие немец Карл Ленардт, специалист по ретроавтомобилям. У машины есть хозяин, который летом иногда выезжает на ней. Но большую часть времени Mercedes проводит в салоне, выполняя рекламные и представительские функции.
Парадный выезд с первого раза не задался: стартер пыхтел, но двигатель не схватывался. Подходили все новые менеджеры, и каждый давал советы. Послали за механиками в ремонтный цех, и пока они шли, я подробно рассмотрел машину.
Кнопки аварийки нет в принципе, как и ремней безопасности. Судя по рисунку на набалдашнике, коробка 4-ступенчатая. Руль очень большой (если сравнивать с нынешней модой) и тонкий, сделан из слоновой кости или «обшит» этим материалом. Зеркало и плафон закреплены не на матерчатомпотолке или ветровом стекле, а на верхней кромке панели приборов.
На спортивность намекает показатель давления масла в двигателе – помимо стандартных датчиков температуры охлаждающей жидкости (по Фаренгейту), запаса топлива, спидометра, размеченного до 220 км/ч, и тахометра (до 7000 об/мин). Рукоятка ручника спрятана под парпризом – на американский манер. Чтобы зафиксировать машину, эту ручку надо вытянуть и повернуть. Брезентовый откидной верх фиксируется на рамке ветрового стекла тремя замками, внутренний каркас крыши поддерживают алюминиевые трубки.
За креслами свободное пространство, но не для детей – там нет и намека на креслица. Это место для ручной клади, потому как основной багажник не слишком объемный.
...Механик Володя Колотий и старший мастер ремонтного цеха Вячеслав Цариев битый час безуспешно колдовали над моторным отсеком. Как позже выяснилось, от старости пришла в негодность уплотняющая резинка в контейнере, где помещается бензиновый фильтр, и топливо просто не доходило да карбюратора и дальше к двигателю. Ремонтники заливали бензин в карбюратор, запускали – двигатель вырабатывал жалкие граммы и снова замолкал. Наконец заметили лужицу, нашли фонарик. Сняли этот контейнер с фильтров и «напрямую» соединили топливную магистраль и топливный насос. Заработало! Для подстраховки минут пятнадцать грели двигатель, вручную выставляли зеркала, разбирались с поворотниками (они включаются поворотом внутреннего хромированного обода внутри руля). А потом поехали.
Сидеть в 190 SL не слишком удобно: колени цепляют руль, кресла в поворотах не держат корпус. Все педали жесткие, с большими ходами. И очень шумно. Еще когда мы открывали моторный отсек, я обратил внимание, что никакой шумоизоляции в нем нет, как и в крышке капота. Да и сам двигатель по-спортивному громогласный, к тому же сквозь щели с воем и свистом внутрь проникает поток встречного воздуха. Так что магнитоле – старенькой кассетной Sony – не «перекричать» аэродинамический шум.
К тормозам вопросов почти нет – по четкости и быстроте срабатывания они не сильно уступают современным. К тому же можно эффективно замедляться двигателем.
А вот управляемость оставляет желать лучшего. В Mercedes 190 SL нет гидроусилителя руля, поэтому на малой скорости или в лихих поворотах надо довольно серьезно работать руками. Я разогнал родстер до 155 км/ч – руль «пустой» (даже немного страшновато становится), обратная связь очень слабая: при небольших поворотах руля (на глаз 5–7 градусов) машина ничуть не меняет траекторию движения, она просто не замечает этих действий водителя!
Получил ли я удовольствие от тест-драйва в Горячем Ключе? Да, огромное! Ведь пару раз на трассе, управляя этим «старичком», я «сделал» современные и не самые тихоходные машины. Но повседневная езда на этом родстере – сомнительное удовольствие. Тем более понятен выбор владельца Mercedes 190 SL – машина тешит самолюбие, на ней он совершает парадные выезды. А ездит на других!