Comtrans-2024Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Край казачий, самобытный

Край казачий, самобытный
Полная версия

В начале зимы мы с друзьями совершили небольшое автопутешествие в один из интереснейших районов Волгоградской области – Серафимовичский. Районным центром вскоре после Октябрьской революции стала окружная станица Войска Донского – УстьМедведицкая, переименованная в город Серафимович. Пролетарский писатель Александр Попов (Серафимович) переехал с отцом, казачьим офицером в эту станицу в десятилетнем возрасте, а позже неоднократно бывал здесь и даже, как утверждают почитатели его творчества, немало сделал для развития района. В райцентре в старинном деревянном особняке много лет существует музей Серафимовича. Но в станице и округе родились или жили, на мой взгляд, более достойные личности: командарм Второй конной армии Ф.К. Миронов; писатель, блестящий бытописец и лирик Федор Крюков, которому до сих пор некоторые исследователи приписывают авторство романа «Тихий Дон»; врач Мельников-Разведенков, вместе с группой специалистов бальзамировавший тело Ленина. Еще более интересна судьба матушки Арсении, настоятельницы самого крупного и красивейшего на земле Войска Донского Преображенского Усть-Медведицкого монастыря, ныне снова возрождающегося.

Но сначала была дорога, слегка переметаемая первым снегом.

Берега

С московской трассы в районе Михайловки мы ушли влево, к Дону. Этот 70-километровый отрезок во все времена года чрезвычайно живописен. Невдалеке на всем протяжении пути тянется река Медведица, окруженная дубравами.

Асфальтовое полотно относительно добротное, несмотря на увеличившийся в последние годы поток транзитного транспорта, сокращающего путь на юг как раз через Серафимович, с выходом на ростовское направление в районе Суровикино. Но зимой из-за больших перепадов высот, иногда совмещенных с крутыми поворотами, надо внимательно следить за дорогой, иначе можно улететь с трассы. Ближе к Дону лента выпрямляется и после высокого моста в конце поймы, в районе поста ДПС, уходит направо в станицу (если свернуть налево, дорога приведет на знаменитую турбазу «Донские зори», в Клетский район, и далее на юг).

Мост через Дон построили в конце семидесятых, а в былые времена летом чуть правее работала паромная переправа с выходом к Воскресенскому храму и одноименной улице, позже переименованной в Октябрьскую. Зимой же люди переправлялись по льду, и ближе к весне подобная переправа нередко заканчивалась в полынье. Как рассказал местный краевед, несколько лет назад водолазы обнаружили в иле на глубине останки человека и лошади, запряженной в сани.

Сама же река не только давала рыбу, но служила транспортной артерией, связывавшей ближайшие хутора и станицы. Струги, небольшие корабли и лодки ходили с грузами к Черному морю и в центральную Россию.

В советское время многие самобытные старинные строения здесь были основательно разрушены нещадной эксплуатацией и отсутствием надлежащего ремонта. Но те, что сохранились, создают неповторимый колорит и заслуживают реставрации. Освежившись, они явят своеобразие эклектичной донской архитектуры, вернув нас на улицы красивейшей станицы начала XX века, считавшейся центром просвещения Войска Донского. В станице были женская и мужская гимназии, реальное, духовное, военно-ремесленное и женское Мариинское училища, церковно-приходские школы, четыре церкви и монастырь с хорошей библиотекой. К сожалению, многие строения не дожили до наших дней.

Межигорская пустынь

...или Усть-Медведицкий монастырь находится в четырех километрах от Серафимовича, на правобережье Дона. Сегодня туда ведет асфальтовая дорога. Пешим ходом из центра можно прогуляться среди садов и кустарника по берегу реки. Раньше в обители были два храма, но в 30-е годы уцелел лишь Казанский собор, построенный Анной Васильевной Серебряковой (Арсенией) на средства отца и других богатых людей России.

Кстати, Василий Серебряков не жалел денег на образование детей и даже на научные опыты, к которым и сам был причастен. Известно также, что дружил он с великим Менделеевым и другими просвещенными людьми.

Но заглянем в дореволюционную книгу Д.Н. Правдина, описывающего Казанский собор: «Храм, без сомнения, составляет украшение всей донской земли. Приводит в восхищение всякого образованного человека и вызывает слезы умиления у людей простых. Начиная с иконостаса, сияющего тонкой золоченой резьбой с чудной росписью, поддерживаемого шестью мраморными белыми колоннами в части притвора с дивным куполом, в котором изображена Святая Троица, окруженная архангелами и ангелами, – весь он воплощение красоты и изящества...»

К сожалению, вскоре после революции все это будет осквернено, монахов разгонят или пересажают в лагеря, а в нижнем храме на огромном бетонном стакане установят электростанцию. Надо сказать, не без благословения писателя Попова (Серафимовича).

Усть-Медведицкая станица станет городом Серефимович в 1933 году, в 70-летний юбилей революционного писателя.

Курганы славы

Второй день наши машины накручивали километры по ближайшим высотам, откуда начиналось в середине ноября 1942 года знаменитое Сталинградское контрнаступление Советских войск, приведших к поражению 6-й немецкой армии Паулюса. Исторический факт: накануне сражения в хуторе Игнатове Серафимовичского района побывал выдающийся полководец Г.К. Жуков, а в здании бывшей гимназии, превращенной в среднюю школу, а затем в Дом культуры, одно время находился штаб генерала Ватутина.

Автопутешествие приблизило нас к нашей истории и славе земляков.

Подпишитесь на «За рулем» в

30.12.2007
Поделиться: